Саудовская Аравия - одна из богатых стран Ближнего Востока, которая вкладывает большие средства в закупку оборонного оборудования. Эр-Рияд пытается диверсифицировать свои военные закупки из разных регионов, включая США, Китай и Россию.
Однако, возможно, существует серьезный пробел в политике закупок Саудовской Аравии в виде программ транспортных самолетов для Королевских ВВС Саудовской Аравии (RSAF), пишет издание Shephard Media по результатам оборонной выставки IDEX-2021.
С начала глобальной пандемии COVID-19 спрос на военно-воздушные транспортные средства резко вырос, включая перемещение средств индивидуальной защиты, медикаментов, продуктов питания и других основных предметов снабжения между регионами и странами.
Глобальные державы воспользовались этой возможностью, чтобы расширить свою «мягкую силу», предложив помощь другим странам.
Один из ключевых игроков на Ближнем Востоке, Саудовская Аравия, не только упустил такую способность проецировать свою мощь, не предлагая столь необходимых ресурсов странам в регионе, но и остался с неудовлетворенными внутренними требованиями к военным воздушным перевозкам.
Саудовская Аравия, как и другие страны региона, менее чем прозрачна в отношении своих оборонных программ, но известно, что RSAF стремились модернизировать свои возможности по воздушным перевозкам с начала 2010-х годов. Планируя заказать C-17, она запросила только 20 C-130J-30 для замены 50 транспортных самолетов C-130E.
В RSAF также рассматривали Ан-178.
Эр-Рияд подписал меморандум о намерениях с Украиной на закупку 30 самолетов Ан-178 в 2015 году. Однако об окончательном контракте сообщений так и не было.
Между тем в ноябре 2012 года Госдепартамент США объявил, что одобрил возможную продажу 20 самолетов-заправщиков C-130J-30 и 5 самолетов-заправщиков KC-130J.
Однако запроса Саудовской Аравии было недостаточно, чтобы спасти C-17 в отсутствие дальнейших заказов ВВС США, и Boeing объявил о закрытии производственной линии в сентябре 2013 года из-за низкого спроса. Впоследствии RSAF изучило A400M в качестве альтернативы, но похоже, что Airbus не сможет продать его до тех пор, пока не будет снят запрет на экспорт оборонной продукции Германии, введенный в 2018 году и продленный до конца 2021 года.
Под вопросом находятся и сделки, подписанные во время президентства Дональда Трампа. В мае 2017 года Трамп подписал с Саудовской Аравией сделку по поставкам оружия на 109,7 миллиарда долларов, в том числе на 5,8 миллиарда долларов на три KC-130J и 20 новых C-130J.
Заключение контракта ожидалось в 2021-2022 годах, однако политические изменения в Вашингтоне, скорее всего, окажут на него влияние. Новый президент США Джо Байден объявил 4 февраля 2021 года, что продажи оружия Саудовской Аравии будут заморожены на фоне «гуманитарной и стратегической катастрофы» в Йемене, где Эр-Рияд поддерживает правительственные силы в гражданской войне.
Даже если продажа C-130J-30 состоится с одобрения Вашингтона, Саудовская Аравия столкнется с 60-процентным разрывом в возможностях с точки зрения общей полезной нагрузки к 2028 году, когда старый парк C-130E будет выведен из эксплуатации.
Дополнительные инвестиции в размере от 2,5 до 3,2 млрд долларов необходимы, если Саудовская Аравия хочет сохранить свое военное преимущество в качестве одного из ключевых игроков в регионе.
С восстановлением производства Украина имеет шансы вернуться к предложению Саудовской Аравии военно-транспортных самолетов Ан-178.
Стоит напомнить, что кроме меморандума по Ан-178, ГП "Антонов" и компания Taqnia Aeronautics в 2015 году подписали два меморандума о взаимопонимании по взаимодействию в продвижении на рынок Королевства Саудовская Аравия (КСА) четырех санитарных самолетов Ан-148-100, четырех разведывательно-спасательных вариантов Ан-132 и двух постановщиков радиопомех на базе этого самолета.
Особое внимание уделялось совместному производству самолетов Ан-132, производство которых должно было начаться уже в 2021 году.
Однако впоследствии контракт был заморожен. По словам бывашего руководителя ГП "Антонов" А. Донца, "по причинам, не связанным с ГП "Антонов", в Саудовской Аравии произошла смена партнера по программе, и процесс приостановился. У них же был военный заказчик, который решил, что нужна немного другая машина". По неофициальным же данным, причина разрыва отношений с компанией заключалась в том, что Саудовская Аравия, вкладывая деньги, требовала контрольного пакета в создающемся предприятии, а украинская сторона была на это не согласна.
Тем не менее, на данный момент возникло окно возможностей. Будут ли эти возможности выполнены, зависит от Украины.