На стройплощадке международного аэропорта «Днепр» полное затишье.
Вопреки обещаниям и заявлениям чиновников работ на строительстве взлетно-посадочной полосы нет, строительной техники здесь нет. Хотя еще два месяца тому назад компания «Альтис» выиграла тендер на строительство для государства принадлежащей ей взлетно-посадочной полосы.
Поскольку остановилось строительство взлетно-посадочной полосы — замерли работы на пассажирском терминале, который будет построен в международном аэропорте Днепра за средства частного инвестора — группы DCH Александра Ярославского. Она предоставляет около $ 100 млн в рамках государственно-частного партнерства в этом важном для Днепра инфраструктурном проекте, из которых частный инвестор уже успел вложить в строительство новых терминалов аэропорта Днепра $ 4 млн.
Но продолжать строительство терминалов без взлетно-посадочной полосы бессмысленно.
Позиция DCH проста и понятна. Как заявил владелец группы Ярославский: «Как только первая гривна от государства поступит [на строительство взлетно-посадочной полосы], воткнется первая лопата в строительстве терминальных комплексов», — рассказал частный инвестор. Вместе с тем он обратил внимание, что, если государство не выделит деньги на строительство, принадлежащей ему ВПП сооружение терминала бесполезно.
Но на протяжении длительного времени как раз за государством задержка: уже более полугода определяется подрядчик строительства «взлетки».
Осенью 2020 года министр инфраструктуры Владислав Криклий сообщил, что государство начнет строить современную взлетно-посадочную полосу длинной 3,2 км, которая сможет принимать для современные авиалайнеры. Был объявлен победитель тендера на разработку проекта — ООО «Автомагистраль-Пивдень».
Депутаты-мажоритарщики от Днепра помогали городу и области лоббировать предоставление бюджетных средств для строительства здесь государственной взлетки. Народный депутат Дмитрий Кисилевский обещал, что жители Днепра получат современный аэропорт в 2022 году. Судя по тому, что мы видим на месте строительной площадки, эти сроки теряют связь с реальность: лишь в случае строительства и поступления денег «как по часам» взлетку можно построить за полтора года, но на календаре уже весна 2021 года, а обещания щедро раздавались чиновниками и депутатами в середине минувшего года. Минус год от обещанных полутора лет строительства.
Президент Зеленский заявил, что государство выделит на 2021 год 2 млрд грн на строительство ВПП в Днепре: «В Днепре стартовали работы по строительству современного аэропорта. Уже скоро увидите новую взлетно-посадочную полосу длиной 3,2 километра, которая будет оснащена современными системами навигации, метеорологическим и светосигнальным оборудованием. Необходимое финансирование для реализации проекта в объеме 2 млрд грн должно будет отражено в государственном бюджете следующего года».
Но заявление президента оказалось несколько поспешным — впереди еще проведение тендера по выбору компании, которая непосредственно займется строительством «взлетки». В январе 2021 года вспыхнул скандал — подряд на 4 млрд выиграла на тендере компания тестя экс-главы фискального ведомства Романа Насирова: Альтис-Констракшн была выбрана подрядчиком на строительство для государства аэродрома в Днепре.
К процедурной чистоте проведения тендера, который прошел в системе публичных торгов Prozorro, вопросов не возникло. Но эксперты сразу же предупредили, что предложение победителя торгов Альтис-Констракшн подозрительно дешевое: победитель конкурса «сбил» цену на 30% с 5,69 млрд грн. до 3,95 млрд грн. Другие шесть компаний, среди которых были и зарубежные с опытом строительства аналогичных объектов буквально «сошли с дистанции» — отказались от участия в конкурсе на строительство за столь мизерную как для такого масштабного проекта сумму.
Эксперты сразу же предупредили, что выбор подрядчика лишь по критерию самой низкой цены — это очень рискованный подход и призвали провести экспертизу предложения победителя конкурса Альтис-Констракшн: «В вопросе экономии бюджетных денег есть разумные пределы, где во главе угла стоят качество взлетки и безопасность ее эксплуатации. Экспертиза должна установить, какие материалы и решения вошли в расчет такой стоимости. При оценке проекта нужно детально изучить реалистичность предложенной цены, посмотреть на нее в контексте длительности планового периода реализации проекта. В противном случае качество взлетно-посадочной полосы для аэропорта Днепр может вызывать вопросы безопасности ее эксплуатации — давайте помнить, что мы ждем там тяжелые самолеты. Или же участник торгов откровенно демпинговал ради этой победы, а на финише проекта мы узнаем, что денег не хватило, и увидим судорожные поиски недостающей суммы в бюджете», — описывал риски срыва проекта известный экономист, глава Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
Еще 19 февраля 2021 года глава Госагентства инфраструктурных проектов Украины Кирилл Хомяков рапортовал о старте строительства государственной взлетки в Днепре: «Все подготовительные работы завершены, тендер проведен, договор подписан. Началось строительство. Через 36 месяцев в Днепре будет построен новый и современный аэродром. Мы позаботились, чтобы на все время строительства функционировала старая взлетно-посадочная полоса». Уже очевидно, что обещанные сроки сорваны.
Но сегодня на месте строительства международного аэропорта Днепр мы не видим никакого движения. Возможно, реализовались риски, о которых предупреждали эксперты. А важный для развития Днепра инфраструктурный объект снова заморожен из-за того, что государство не выполняет свою часть обязательств — взлетка не строится.
Соответственно, частный инвестор не будет вкладывать средства для строительства новейшего современного терминала в чистом поле, где нельзя принимать самолеты и обслуживать пассажиров. Неужели жителям Днепра нужно снова ждать, пока в старый терминал города прилетит президент Зеленский и под его давлением государственные чиновники снимут с паузы строительство ВПП?