Компания Boeing выразила озабоченность по поводу конструкции новейшего узкофюзеляжного самолета A321XLR своего главного конкурента Airbus, заявив, что новый тип топливного бака может создать опасность возгорания.
Вмешательство американского авиагиганта происходит в решающий момент, когда Boeing выходит из двухлетнего кризиса безопасности своего 737 MAX, а Airbus предстоят испытания при более жестких настроениях от регулирующих органов по всему миру после 20-месячного приземления MAX.
В сообщении Агентству по авиационной безопасности Европейского союза (EASA) компания Boeing сообщила, что конструкция топливного бака, предназначенная для увеличения дальности полета A321XLR, «представляет множество потенциальных опасностей».
Речь идет о главном маркетинговом пункте пользующегося спросом A321XLR - самой большой дальности полета среди всех узкофюзеляжных самолетов. В большинстве самолетов топливо находится в крыльях и центральных баках.
Чтобы удовлетворить спрос на более длинные маршруты, Airbus уже добавил дополнительные топливные баки в грузовой отсек некоторых A321. Что касается A321XLR, Airbus планирует освободить больше места для топлива, встроив один бак непосредственно в фюзеляж, что означает, что его форма будет повторять контуры самолета и вмещать больше топлива.
Концепция привлекла внимание EASA, которое в январе заявило, что введет особые условия для обеспечения безопасности пассажиров. «Встроенный топливный бак фюзеляжа, подверженный внешнему возгоранию, если он не имеет надлежащей защиты, может не обеспечить достаточно времени для пассажиров, чтобы безопасно эвакуировать самолет », - говорится в сообщении.
Boeing упоминает о рисках отклонения от взлетно-посадочной полосы или поломке шасси.
«Консультации с общественностью являются неотъемлемой частью программы разработки самолетов», - сказал представитель Airbus, добавив, что любые поднятые вопросы будут решаться вместе с регулирующими органами.
Такие технические обмены редко привлекают внимание. Но изрядно пострадавшая аэрокосмическая промышленность находится на грани после того, как кризис MAX, усугубленный COVID-19, подорвал доверие к авиации. Коммерческие ставки также высоки.
Один отраслевой источник, знакомый с проектом, предупредил, что любые продолжительные споры по поводу сертификации могут отложить сервисное обслуживание A321XLR с «конца 2023 года» до 2024 года или позже.
Источники сообщают, что в этом случае Boeing заинтересован убедить авиакомпании подождать еще несколько лет, пока не появится новая потенциально новая модель, которая, по словам инсайдеров, обогнала бы A321XLR.
Настаивая на том, что они никогда не соревнуются в безопасности, Airbus и Boeing в прошлом неоднократно подстрекали друг друга по таким вопросам, как новые бортовые компьютеры на Airbus A320 или европейские заявления о том, что четыре двигателя безопаснее двух 777.
Особенно резкие разногласия вызывали топливные баки. В 2001 году Федеральное управление гражданской авиации США инициировало изменения в конструкции топливных баков по всему миру, через пять лет после того, как в воздухе взорвался Boeing 747.
Следователи заявили, что катастрофа TWA 800 вызвана взрывом топливного бака, но официальные лица Airbus утверждали, что их собственные самолеты менее подвержены риску.