По инициативе народных депутатов на заседании Комитета ВРУ по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки был рассмотрен вопрос крупноузловой сборки вертолетов на базе Одесского авиационного завода совместно с американскими партнерами.
Представителями партнеров было заявлено, что на старте говорится о гражданской версии транспортно-пассажирских вертолетов среднего класса серии SW 205 и SW 205T. Этот проект является инвестиционным, а следовательно, привлечение средств из государственного бюджета на данном этапе не предполагается.
В своем выступлении Григорий Шимширьян, представитель компании Aviastar Invest Corp., заявил, что группа зашла в составе Aviastar Invest Corp, компании Distar (Чехия) и Southwest Florida Aviation. Были проведены переговоры с министерством обороны на уровне замминистра и в СНБО.
Представители инвесторов обещают собрать два вертолета - SW205 и новую модернизацию, двухдвигательный 205T, вместе с Укроборонпромом в рамках Одесского авиационного завода, и показать на 30-летие Независимости Украины. Цель инвесторов - перенести эксклюзивное производство в Украину, чтобы поднять отрасль вертолето- и самолетостроения. Украина в лице Одесского авиазавода получит право на модернизацию.
Заместитель генерального директора "Укроборонпрома" по производству Игорь Фоменко рассказал, что совместно была разработана карта имплементации, сборки одного или двух вертолетов в гражданской версии. Потом должно быть создано совместное конструкторское бюро, которое под заказ либо Вооруженных Сил Украины, либо НГУ будет дорабатывать военную версию. Локализизация до 50% планируется на протяжении 3-5 лет. Но сперва это будет, якобы, крупноузловая сборка.
Стоит напомнить, что разговоры про компанию Southwest Florida Aviation International и вертолет типа UH-1 начались еще в 2015 году.
Компания Southwest Florida Aviation International основана в 1982 г. как партнер Bell Helicopter. Получив соответствующее разрешение и лицензии, компания приступила к собственной сборке вертолетов, которые начала называть по заглавным буквам своего названия: SW-205, SW-206, SW-212 и т.д. Это модификации базового UH-1, осуществленные исходя из опыта эксплуатации, в частности, из участия в боевых действиях.
На сайте компании сообщается, что Southwest Florida Aviation, Inc. (SWFA) является лидером в разработке и применении новых технологий для капитального ремонта, модификации, обслуживания и восстановления вертолетов серий Bell 204, 205, 212 и UH-1 и их компонентов. Кроме того, компания является производителем линейки вертолетов серии SW в соответствии с действующим Сертификатом типа.
В 2018 году появлялись сообщения, что американская компания Aviastar Invest Corp. и чешская DISTAR CZ a.s. намерены наладить промкооперацию в области модернизации и производства авиатехники на мощностях входящего в госконцерн "Укроборонпром" госпредприятия "Одесский авиационный завод" (ОАЗ).
Согласно сообщению, ОАЗ, Aviastar Invest Corp, и DISTAR CZ a.s. достигли договоренности о кооперации по разработке и производству самолетов в Украине, а также о создании международного регионального сервисного центра для проведения текущего и капитального ремонта самолетов и вертолетов и обучении пилотов. Созданная в 2015 году американская Aviastar Invest Corp. Inc. (Уиллингтон, штат Делавэр) специализируется на финансовом консалтинге, а также экспорте-импорте легкой авиатехники и продукции агросектора.
Стоит отметить, что авиационные власти США на самом деле упоминают данного производителя и вертолеты в своих документах, в частности, в директивах летной годности упоминаются "Airworthiness Directives; Bell Helicopter Textron (Bell)- manufactured Model HH-1K, TH-1F, TH-1L, UH-1A, UH-1B, UH-1E, UH-1F, UH- 1H, UH-1L, and UH-1P Helicopters; and Southwest Florida Aviation SW204, SW204HP, SW205, and SW205A-1 Helicopters"