Во вторник Стокгольмский институт исследования проблем мира (SIPRI) опубликовал данные, согласно которым Россия якобы вошла в тройку крупнейших импортеров украинского вооружения за 2016-2020 годы.
Естественно, новость была опубликована на страницах многих СМИ.
Укроборонпром сразу опубликовал заявление, что с конца августа 2014 ни одно предприятие концерна не заключило ни одного экспортного контракта, а потому не отгрузило ни одной единицы вооружения или военной техники (ВВТ) в Российской Федерации. Соответствующее решение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 27 августа 2014 года о прекращении экспорта товаров военного назначения и двойного использования в Россию было введено в действие Указом Президента Украины.
SIPRI предоставляет данные, анализ и рекомендации, основанные на открытых источниках. Однако на основании каких именно открытых источников информации были сформированы показатели SIPRI отдельно как по номенклатуре экспортируемых товаров, так и по определению объема их стоимости, а также относительно методики осуществления этих расчетов - информация отсутствует.
Однако получить информацию, что имеется в виду, реально. Первая строка "военного экспорта Украины в РФ" за 2016-2020 годы
R: Russia 15 An-148 Transport aircraft 2013 2013-2018 (15) RUB18 b ($565 m] deal; An-148-100E version; produced in Russia; delivery planned 2013-2017 but delivery delayed after Ukrainian 2014 ban on military exports to Russia (possibly all Ukrainian components delivered before ban and/or possibly aircraft delivered
"Р: Россия 15 Ан-148 Транспортные самолеты 2013 2013-2018 (15) Сделка на 18 миллиардов рублей (565 миллионов долларов); версия Ан-148-100Е; производится в России; поставки запланированы на 2013-2017 годы, но поставка отложена из-за запрета Украины на экспорт военной продукции в 2014 в Россию (возможно, все украинские компоненты доставлены до запрета и / или возможно поставка самолетов."
По есть речь идет о контракте на поставку 15 самолетов Ан-148, заключенном в 2013 году, стоимостью 565 миллионов долларов, выполнение которого было приостановлено.
Минобороны РФ в 2013 году заключило контракт с Воронежским акционерным самолётостроительным обществом (ВАСО) на поставку самолетов Ан-148, в которых 70% агрегатов делается в РФ, а 30% — в Украине. Но в 2015 году производство было решено свернуть из-за отсутствия поставки комплектующих из Украины.
Перед тем, как окончательно прекратить производство Ан-148, ВАСО закончило изготовление нескольких самолетов для МО РФ. Поскольку ВАСО производило самолеты и для гражданских, и для зарубежных заказчиков (таких как Мьянмы), неудивительно присутствие на заводе некоторого количества комплектующих, которые они и использовали для передачи самолетов Министерству обороны.
В 2020 году в России прошло совещание по проблемным вопросам эксплуатации Ан-148 с участием специалистов Росавиации, ГосНИИ ГА, ВАСО, "Борисфена", "ОДК-Климов", НПП "Аэросила" и операторов Ан-148 государственной авиации: СЛО "Россия", управления авиации и авиационно-спасательных технологий МЧС, управления авиации ФСБ, Минобороны РФ. На совещании говорилось о том, что поддерживать самолеты в летном состоянии возможно только за счет каннибализации.
Вторая строка "украинского экспорта"
6 D-436 Turbofan 2018 D-436TP version; for 3 Be-200ChS (Be-200ES) transport/SAR aircraft produced in Russia; produced under licence in Russia
6 Д-436 ТРДД 2018 г. версия Д-436ТП; на 3 транспортных / поисково-спасательных самолета Бе-200ЧС (Бе-200ЧС) российского производства; производится по лицензии в России
То есть поставка "Мотор Сичью" 6 двигателей для Бе-200ЧС в 2018 году.
Поставка двигателей для Бе-200 была запрещена, российские СМИ в 2018 году писали: Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Бериева (ТАНТК), производящий самолет-амфибию Бе-200, предложит заказчикам две версии воздушного судна. "Бе-200 будет предложен в двух версиях, с двумя силовыми установками — SaM146 и Д-436", — сказал глава ТАНТК на конференции в рамках "Гидроавиасалона-2018".
Грудинин также отметил, что предприятие рассматривает возможность оснащения Бе-200 модернизированным двигателем Д436-148. "Наше сотрудничество с "Мотор Сич" продолжается", — добавил гендиректор. 19 февраля 2018 года замглавы Минпромторга Олег Бочаров в ходе круглого стола в Госдуме заявил, что украинские власти запретили поставлять в Россию данные силовые агрегаты.
Так что о каких двигателях идет речь в данном случае, и были ли они поставлены - неизвестно. Но известно, что 2018 г. в ходе "Гидроавиасалона-2018" были подписаны контракты на поставку самолетов-амфибий Бе-200ЧС компаниям из США и Чили. Соглашение с американской Seaplane Global Air Services предусматривает поставку четырех самолетов и опцион еще на шесть машин, а с чилийской Asesorias СВР Ltda. – двух Бе-200ЧС (с опционом еще на три), так что, возможно, двигатели предназаначались для третьей стороны. Однако, известно, что три Бе-200ЧС были переданы МЧС России в 2018 году, и два Бе-200ЧС после этого - ВМФ РФ в 2020 году.