16.08.07 
История Киева знает немало авиапроисшествий в воздухе над Киевом. Увы, но не все из них заканчивались так удачно, как удивительная посадка пассажирского "Яка", благополучно приводнившегося на болоте в районе Осокорков.

Пожалуй, самая трагическая из этих авиакатастроф случилась ровно пятьдесят лет назад – 17 августа 1957 года. Сегодня она напрочь забыта – хотя отголоски события до сих пор сохраняются в памяти киевлян в виде семейных преданий, одно из которых в итоге и вывело нас на историю давней аварии.

Жители поселка Совки и старых кварталов Демиевки, прилегающих к району Московской площади, рассказывали своим детям о том, как на них упал самолет. Со временем молва расширила территорию и масштабы этого трагического происшествия – начали говорить об огромном котловане на месте катастрофы и о десятках людей, погибших тогда в воздухе и на земле. Распространению слухов способствовала скупая информация в прессе, которая уделила событию совсем немного внимания. Хотя эта авиакатастрофа не имела никаких аналогов в истории нашего города.

Вечером того дня грузовой самолет "Ил-14М" с бортовым номером Л-2071, следовавший рейсом из болгарской столицы, благополучно достиг Киева и в 19.45 по местному времени начал заходить на посадку в районе Жулянского аэропорта. Всего девятью минутами позже, в 19.54, аэродром дал разрешение на посадку другого самолета аналогичной модели, под номером Л-1360. Этот "борт" только что провел короткий тренировочный полет вокруг аэропорта и теперь также готовился к приземлению. Вполне обычная, "штатная" ситуация, которая, казалось бы, не предвещала никакой беды. Если бы не совпадение двух факторов, которые в итоге и спровоцировали кровавую трагедию в киевском небе.

С целью тренировки оба самолета садились с зашторенными стеклами пилотских кабин, отрабатывая посадку "по приборам", в условиях нулевой видимости. В результате пилоты обеих машин не могли видеть друг друга, полностью полагаясь на сообщения с "земли". Однако диспетчеры аэропорта в Жулянах, которые должны были координировать полет двух "слепых" машин, почему-то "забыли" о "болгарском" грузовом самолете под номером Л-2071 и контролировали полет лишь одного самолета, возвращавшегося после воздушной "тренировки". В итоге пути двух "бортов" пересеклись в самом начале взлетно-посадочной полосы, на высоте ста пятидесяти метров над землей.

Пилоты Л-1360 в последний момент увидели летящий на них самолет. Отчаянным маневром они попытались уйти от столкновения, но Л-2071 все же задел своего "близнеца" и винтом перерубил ему часть крыла вместе с бензобаком машины. Семнадцатитонный "борт" Л-1360 тут же потерял управление, загорелся, перешел в крутое пике и рухнул на землю в районе улицы Совской, на жилой частный дом №27. Очевидцы рассказывают, что это был гигантский, ярко полыхающий факел.

"Борт" Л-2071 тоже загорелся, но экипаж еще несколько секунд удерживал его в воздухе. Однако воздушный винт, разбалансированный после сильнейшего удара, сорвал двигатель на правом крыле самолета, а затем отрубил кабину. "Ил-14" взорвался в воздухе и тоже рухнул вниз – на поселок Совки. На часах было двадцать часов и две минуты. Страшная авария, спровоцированная халатностью диспетчерской службы аэропорта "Жуляны", случилась в течение каких-то пяти-семи минут.

Пострадавшие от аварии Совки вообще представляют собой самый "авиационный" район во всем Киеве. В огородах местных жителей, разбросанных вдоль аэродромовского забора, щедро натыканы сигнальные и навигационные мачты. Здешние домики раскиданы по склонам лесного плато, на котором расположен аэропорт, возвышаясь над Демиевкой и районом Московской площади. Минуя Центральный автовокзал и библиотеку имени Вернадского, заходящий на посадку самолет смотрится едва ли не вровень со здешними домами и пролетает над ними с устрашающим грохотом – особенно сейчас, когда на посадку в Жуляны регулярно идут даже большие "тушки". Местные жители, похоже, успели привыкнуть к этим неудобствам, хотя разговор о старой аварии вызывает у них не самые приятные эмоции.

– Да, правда, падали тут самолеты, – сообщает нам киевлянка Евгения Осиповна. – Вон туда, ближе к оврагу один упал. А другой – пониже. Взрыв был сильный, много огня – казалось, что весь поселок горит. Потом, когда потушили, достали тела летчиков. Много обгоревших тел было.

В самой большой киевской авиакатастрофе погибло девять человек – все летчики из 86-го объединенного авиаотряда Украинского управления ГВФ. В их числе был и заместитель командира эскадрильи И.Т. Тарапунов. Все они были похоронены на закрытом ныне Соломенском кладбище, где стоит единственный во всем Киеве монумент жертвам воздушной катастрофы. Роль общего креста на этой могиле выполняет винт самолета "Ил-14" с закрепленным на нем железным венком.

Кроме того, в Киеве ходили слухи о жертвах среди жителей улицы Совской, однако журналистам "Газеты…" не удалось как-либо подтвердить эти предположения. Старожилы Совок и сегодня говорят о погибших и раненых односельчанах, но не могут указать никаких конкретных фамилий. Не знают об этом и в местном ОВИРе. Хотя гибель своих соседей в такой памятной аварии наверняка бы запомнилась обитателям не такого уж большого киевского поселка.

Стоит отметить, что самолет "Ил-14", который имел репутацию исключительно надежной машины, едва не погубил в том же пятьдесят седьмом году тогдашнего генсека Никиту Хрущева. В его машине перед самым вылетом обнаружили серьезную неисправность. А дата 17 августа вообще стало роковой для отечественной авиации. В 1979 году, в этот же день, над Украиной столкнулись два самолета "Аэрофлота", унеся жизни 156 человек. А всего шестью днями раньше, 11 августа 1979 года, над Днепродзержинском также врезались друг в друга два самолета "Ту-134". В числе жертв этой печально известной аварии оказались и семнадцать футболистов футбольной команды "Пахтакор".

Источник: www.pk.kiev.ua