Несмотря на ежегодную напряженную работу военных инженеров, вопрос современного состояния военных аэродромов остается достаточно острым.
Об этом рассказали в инженерно-аэродромном управлении Командование логистики Командования Воздушных Сил ВС Украины.
- На сегодняшний день значительная часть покрытий военных аэродромов отслужила все расчетные сроки эксплуатации и требует капитального ремонта или реконструкции. Поэтому сейчас все они эксплуатируются с определенными ограничениями, - рассказал начальник инженерно-аэродромного управления Командования логистики Командования ВС полковник Виталий Застава.
По словам офицера, за все годы независимости Украины ни на одном военном аэродроме не выполнялся капитальный ремонт.
- Основная причина этого - недостаточное финансирование. Имеющиеся средства позволяют лишь латать наиболее дефектные участки и таким образом удерживать сеть в пригодном для эксплуатации состоянии. На большее просто не хватает средств, - отметил полковник Виталий Застава.
Так, в прошлом году выделенный государством финансовый ресурс на строительство, ремонт и эксплуатацию военных аэродромов составлял менее 13% от общей потребности. В этом году финансирование на ремонт военных аэродромов удалось удержать на уровне 2020 года.
В общем, по самым скромным подсчетам, потребность в средствах для проведения работ по капитальному ремонту (реконструкции) искусственных покрытий на аэродромах ВС Украины достигает десятков миллиардов гривен. Затягивание с решением этой проблемы приводит лишь к росту объемов как работ, так и необходимых финансов. И если и в дальнейшем откладывать вопрос состояния аэродромов "на потом", рано или поздно это будет иметь серьезные последствия.
Несмотря на вышеупомянутые проблемы, работы по ремонту военных аэродромов и их инфраструктуры продолжаются. В частности, сейчас идет процедура закупки материалов, необходимых для выполнения текущего ремонта искусственных покрытий взлетно-посадочных полос.
- В этом году мы объявили тендер на закупку плит железобетонных предварительно напряженных ПАГ-14 и ПАГ-18. Всего - 730 единиц на общую сумму почти 13 500 000 гривен. Эти плиты необходимы для текущего ремонта искусственных покрытий аэродромов, который проводится силами двух отдельных инженерных батальонов, - говорит полковник Виталий Застава.
Однако даже это количество плит, по словам специалистов, недостаточно.
- Минимальная потребность в плитах ПАГ-14/18 составляет около 2000 штук в год. Что касается ПАГ-18, существует риск закупки, что они не будут закуплены. Ведь они не имеют широкого спроса на территории Украины (фактически, их заказчиком является лишь Воздушные Силы) и изготавливаются только под заказ, - отметил полковник Виталий Застава.
Также стоит отметить, что некоторые "эксперты", увидев новость о закупке плит в сети Интернет, начали искать "измену", обсуждать стоимость плит и намекать на "непрозрачные схемы". Однако военные уверяют - подобные обвинения безосновательны. Ведь, во-первых, сравнивая цены, эти "эксперты"обычно ссылаются на стоимость дорожных плит, которые с виду одинаковы, однако по своим характеристикам отличаются от аэродромных. А, во-вторых, в конечной стоимости учитывается также и доставка плит. А это сотни тонн груза, который нужно транспортировать к месту назначения в разные уголки Украины.
Хотя есть еще одна серьезная причина высоких цен.
- Действительно, сложилась ситуация, когда мы вынуждены покупать плиты по высоким ценам. Основная проблема в том, что в тендере, по определенным причинам, не участвуют непосредственно заводы-производители. В результате, на тендер выходят и побеждают в основном посредники, - отметил офицер.