В этом году украинский рынок беспилотных летальных аппаратов имеет все шансы пробить планку в один миллиард гривен. Как в мире регулируется использование дронов, и что предлагается в Украине?
Об этом в своей колонке рассуждает народный депутат, заместитель председателя парламентского комитета по вопросам транспорта и инфраструктуры Владимир Крейденко.
Современное человечество живет в эпоху беспрецедентных изменений в бизнесе, экономике и обществе. Появление дронов (коптеров) - беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и связанных с ними решений - хороший пример применения инновационных технологий, которые быстро развиваются и применяются во многих сферах жизни. Новые возможности, новые функции, а значит - новые пользователи. Рынок гражданских БПЛА уверенно растет. Причем пандемия коронавируса хотя и повлияла на деловую активность и покупательную способность в целом, не привела к снижению объемов их продаж.
Если не делить рынок беспилотников на сегменты, то можно констатировать, что последние три года его рост в Украине составил в среднем 20% в год. В Европе и США также фиксируется рост, однако во многих странах мира законодательно ограничено сферу применения коптеров или существуют жесткие условия полетов, включая лицензирование, идентификацию и другие.
Конечно, украинский рынок не может сравниться с рынками США или той же Европы, где мощная экономика и больше денег. Но Украина входит в ТОП-10 стран Европы по размеру рынка беспилотников. Объем рынка всех БПЛА в нашей стране в 2020 году оценивается в 500 млн грн. Ожидается, что в 2021 году этот показатель достигнет 1 млрд грн. Если говорить о любительской сфере, то квадрокоптеры по прежнему применяются в качестве летающей камеры для фото- и видеосъемки, а также - для развлекательных полетов.
В бизнесе пока доминируют два направления использования коптеров. Первый, достаточно развит - все, что связано с получением изображений для дальнейшей обработки. Сюда же следует отнести и визуальное наблюдение. Полученные с воздуха изображения позволяют создавать ортофотопланы для геодезии и картографии, находить неисправности на различных объектах. Тепловизорные камеры собирают информацию о температуре объектов, что позволяет применять их как в поисково-спасательных операциях, так и для определения участков с теплопотерями. В последнее время развиваются технологии высокоточного измерения расстояния так называемыми лидарами. Они позволяют быстро создавать трехмерные модели местности или объектов с погрешностями до нескольких сантиметров, которые могут использоваться в качестве промежуточного источника данных для вычислений или анализа состояния объектов.
Второе направление использования коптеров, что бурно развивается, связано с растениеводством в широком смысле этого термина. Беспилотные летательные аппараты идеально подходят для внесения химикатов, микроудобрений, гербицидов и т.д. При комплексном подходе они существенно улучшают экологическую ситуацию благодаря точечному внесению и уменьшению общего количества распыления химикатов. Не менее важен и общий экономический эффект для субъектов хозяйственной деятельности: экономия с учетом отсутствия потерь из-за вытаптывания посевов и снижение затрат на химикаты позволяет окупить инвестиции на внедрение новых технологий уже в первый сезон использования.
Увеличение количества беспилотных летающих объектов, управляемых операторами с разной степенью подготовки и социальной ответственности, ставит вопрос о необходимости законодательного регулирования этой сферы.
До недавнего времени в странах Европы существовали различные правила и нормы, регулирующие использование дронов. Однако с 2019 года в Европейском Союзе начался процесс унификации регулятивных актов, который устанавливает правила и ограничения для частных беспилотников. Начиная с июня 2020 года операторы беспилотников должны зарегистрироваться в стране ЕС, где они проживают или имеют основную работу. Каждый беспилотник также подлежит регистрации. Это позволяет его отследить в случае необходимости. Кроме того, во всем Евросоюзе введены универсальные критерии к определению класса, безопасности и технических требований к беспилотникам. Также, европейское законодательство в общих чертах определяет места, где беспилотникам летать запрещено. В США, например, использование беспилотника в местах отдыха допускается с определенными ограничениями.
Сертификат авторизации или разрешение от Федеральной авиационной администрации необходим для коммерческого использования БПЛА. Сейчас власть большинства штатов обсуждает использование дронов и правила их работы на государственных территориях. Для коммерческих интересов это, по сути, означает, что правила будут продолжать адаптироваться и меняться в ближайшие годы. Существуют значительные различия между использованием в целях журналистики, горного дела, геодезии и рекреационного использования. Современное состояние законодательства Украины, в частности, отдельные пункты и статьи Воздушного кодекса Украины, фактически приравнивают БПЛА к пилотируемым воздушным суднам, а следовательно - выставляют чрезмерные и слишком сложные требования к эксплуатантам беспилотников, делают невозможным полноценное и быстрое развитие рынка коптеров в нашей стране.
Недавно Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект, целью которого является совершенствование действующего регулирования в сфере беспилотных воздушных судов, установление для пользователей БПЛА и дистанционных пилотов современных, четких и простых норм, повысят уровень безопасности использования дронов.
Указанный документ дает современное определение понятиям "беспилотный авиационная система", "беспилотное воздушное судно", "дистанционный пилот". Кроме того, он устанавливает необязательность получения сертификата эксплуатанта, предусматривает формирование основ для создания упрощенной системы учета дронов, которые не требуют получения сертификата типа и их эксплуатантов, устанавливает отдельные требования к подготовке и компетенции дистанционного пилота.
Также, законопроект учитывает еще один не менее важный нюанс, а именно - страхование ответственности пилота перед третьими лицами. Это является весьма актуальным, особенно, если полеты проходят в пределах населенных пунктов, объектов промышленности или инфраструктуры, над местами массового скопления людей.
К уже предложенным изменениям в украинское законодательство, также необходимо добавить и лицензирование с четким разделением по типам летательных аппаратов на базе потенциальной угрозы, которую они могут представлять (подобно выдаче прав на управление наземными транспортными средствами). Это теоретически может способствовать безопасности в воздухе и для наземных объектов. Кроме того, регистрация БПЛА должна иметь характер сообщения, а процедура - максимально простой. В идеале - осуществляться через Интернет и с уплатой суммы, необходимой лишь для покрытия расходов на содержание соответствующего веб-ресурса.
Итак, хотя дроны вошли в нашу жизнь достаточно недавно и отрасль беспилотников продолжает свое становление и формирование, однако очевидны возможные потенциальные угрозы их неправомерного использования. Поэтому введение законодательного регулирования использования дронов в Украине является актуальным вопросом, который требует оперативного решения с учетом опыта ведущих стран мира.