Airbus и Нидерландская Организация Прикладных Научных Исследований (TNO) запустили программу по разработке демонстрационного терминала лазерной связи для самолетов, известного как UltraAir.
Этот проект, который совместно финансируется Airbus, TNO и Нидерландским космическим управлением (NSO), является частью программы ScyLight (технология безопасной и лазерной связи) Европейского космического агентства (ESA). Он охватывает проектирование, строительство и тестирование демонстратора технологий. Технологии лазерной связи - это будущая революция в спутниковой связи, она позволит обеспечить беспрецедентную скорость передачи, безопасность данных и отказоустойчивость для удовлетворения коммерческих потребностей в следующем десятилетии.
Терминал UltraAir будет обеспечивать лазерную связь между самолетом и спутником на геостационарной орбите на высоте 36 000 км над Землей с использованием уникальных технологий, включая высокостабильную и точную оптическую мехатронную систему. Демонстратор технологий проложит путь для будущего продукта UltraAir, у которого скорость передачи данных может достигать нескольких гигабит в секунду, при обеспечении защиту от помех и низкой вероятности перехвата. Таким образом, UltraAir не только позволит военным самолетам и БПЛА подключаться к боевому облаку, но и в более долгосрочной перспективе позволит пассажирам авиакомпаний устанавливать высокоскоростные соединения для передачи данных благодаря спутниковой группировке SpaceDataHighway компании Airbus. Со своего местоположения на геостационарной орбите спутники SpaceDataHighway (EDRS) ретранслируют данные, собранные со спутников наблюдения, на Землю в режиме, близком к реальному времени, обычно же этот процесс занимает несколько часов.
Airbus возглавляет этот проект и привносит свой уникальный опыт в области лазерной спутниковой связи, разработанный в рамках программы SpaceDataHighway. Он будет координировать разработку терминала и испытания на земле и в воздухе. В качестве ключевого партнера проекта TNO предоставляет свой опыт в области высокоточной опто-мехатроники при поддержке голландской высокотехнологичной и космической промышленности. Airbus Defense and Space в Нидерландах будет отвечать за промышленное производство терминалов. Tesat, дочерняя компания Airbus, привносит свой технический опыт в системах лазерной связи и будет участвовать во всех испытаниях.
Первые испытания пройдут в конце 2021 года в лабораторных условиях Tesat. На втором этапе наземные испытания начнутся в начале 2022 года на Тенерифе (Испания), где будет установлено соединение между демонстратором UltraAir и лазерным терминалом, установленным на спутнике Alphasat с использованием оптической наземной станции ESA. Для окончательной проверки демонстратор UltraAir будет интегрирован в самолет для летных испытаний к середине 2022 года.
Поскольку спрос на спутниковые услуги растет, традиционные радиочастотные диапазоны спутниковой связи испытывают трудности. Преимущество лазерных линий заключается в том, что они позволяют избежать помех и обнаружения, поскольку, по сравнению с уже переполненными радиочастотами, лазерную связь чрезвычайно трудно перехватить из-за гораздо более узкого луча. Таким образом, лазерные терминалы могут быть легче, потреблять меньше энергии и обеспечивать лучшую безопасность, чем радио.
Эта новая программа является ключевой вехой в дорожной карте общей стратегии Airbus по дальнейшему развитию лазерной связи, которая раскрывает преимущества этой технологии как ключевого отличия в обеспечении многодоменного сотрудничества для государственных и оборонных заказчиков.