Государственный консорциум «Первая китайская авиастроительная корпорация» (AVIC 1) был создан в июле 1999 года при разделении государственного консорциума China Aviation Industry Corporation (AVIC) на AVIC 1 и AVIC 2. AVIC 1 занимается производством дальнемагистральных и среднемагистральных самолетов и истребителей, тогда как AVIC 2 выпускает самолеты класса бизнес-авиации и вертолеты. В 2006 году выручка от продаж AVIC 1 составила $360 млн.
Вчера в ходе международного авиационно-космического салона «МАКС-2007» глава подразделения по международным продажам китайской авиастроительной корпорации AVIC-I Зоу Джан Фенг сообщил о заинтересованности компании в приобретении акций Авиационного научно-технического комплекса (АНТК) им. Антонова. «Мы рассматриваем несколько вариантов сотрудничества: привлечение АНТК к совместному проектированию самолета; приобретение акций АНТК при условии соответствующего разрешения правительства Украины, а также создание совместного предприятия под проект как на Украине, так и в Китае»,— сказал он.
О желании получить корпоративные права в АНТК китайская компания объявляла и раньше. По словам генерального директора АНТК Александра Кивы, впервые AVIC-1 сделала подобное заявление во время авиасалона в парижском пригороде Le Bourget в середине июня этого года. Однако конкретных предложений, по словам заместителя министра промышленной политики Владимира Рыжова, пока не поступало и никаких переговоров не ведется. Он утверждает, что переговоры возможны только после того, как АНТК будет корпоратизирован, то есть не ранее следующего года. Для этого предприятие необходимо исключить из списка объектов, не подлежащих приватизации.
Госпредприятие «Авиационный научно-технический комплекс им. Антонова» основано в 1946 году. Оно разрабатывает и строит новые самолеты, а также модифицирует ранее созданные, обеспечивает их эксплуатационное сопровождение. В 2006 году оборот предприятия составил около 1 млрд грн, а чистая прибыль— 21,7 млн грн. В 2006 году АНТК перечислил в госбюджет около 100 млн грн. АНТК входит в государственный концерн «Авиация Украины», который находится в ведении Минпромполитики.
По словам аналитика компании «Инфомост» Бориса Рыбака, АНТК представляет для китайской корпорации интерес в качестве «мозгового цента». «Это единственное из немногих предприятий в Европе, которое может проектировать самолеты с нуля до изготовления опытного экземпляра и получения сертификата»,— говорит он. Такого предприятия в Китае нет, а крупнейшие мировые компании препятствуют этой стране получить доступ к технологиям, скупая активы по всему миру. Основной интерес государства при продаже доли в АНТК, по словам старшего партнера юридической компании «Ильяшев и партнеры» Романа Марченко,— получение инвестиций, которые могут быть направлены на развитие отечественного авиапрома.
Эксперты расходятся в оценке стоимости предприятия. По мнению господина Марченко, государство будет продавать АНТК со всеми его активами и пассивами, включая «Авиалинии Антонова» и аэропорт в Гостомеле— тогда 100% АНТК будут стоить не менее $1 млрд. При этом господин Рыбак отмечает, что, если авиакомпания и аэропорт, которые приносят основную прибыль, будут выведены из состава АНТК, стоимость самого комплекса Антонова составит не более $30 млн.
Ольга Федоряк
Источник: www.kommersant.ua