Решение Киевского апелляционного суда стало сенсацией: в российский авиалайнер, погибший над Черным морем в 2001 году, наша ракета не попадала
Со времени масштабной авиакатастрофы над Черным морем, бросившей тень на репутацию украинских военных и существенно ударившей по международному имиджу Украины, прошло почти шесть лет. И вот вчера Киевский апелляционный суд отклонил иск родственников жертв катастрофы, которые требовали от Минобороны Украины 20 млн грн. "Газета..." узнала подробности резонансного процесса.
Трагедия случилась 4 октября 2001 года. Самолет "Ту-154М" авиакомпании "Сибирь", выполнявший рейс "Тель-Авив – Новосибирск", в 12.44 по киевскому времени исчез с экранов радаров. Позже его обломки обнаружили в море. Погибли 66 пассажиров – 51 гражданин Израиля и 15 граждан России, а также 12 членов экипажа. Подозрения вскоре пали на наших военных, так как во время катастрофы в Крыму с мыса Опук проводились ракетные стрельбы. Грянул международный скандал, а российская сторона, которая сначала вела себя довольно сдержанно, в 25-дневный термин умудрилась расследовать причины катастрофы и указать на вину украинских ракетчиков. Украина виновной стороной себя так и не признала – хоть почему-то и выплатила компенсации.
На днях громкая ракетная история вновь всплыла в информационном поле страны. Поводом послужило решение Киевского аппеляционного суда отклонить иск четырех израильских семей, которые требовали от Минобороны возместить моральный ущерб за потерю близких в размере 5 млн грн каждой. Ранее они отказались от компенсаций в $200 тыс., предложенных украинской стороной в рамках межгосударственного договора с Израилем, и надеялись отсудить намного большую сумму.
– Когда дело только начинали раскручивать, в украинские суды обратились около 100 человек, как с израильской, так и с российской стороны, – вспоминает адвокат Андрей Козлов, представитель Кабмина, с декабря 2002 года защищавший в судах интересы нашей страны. – Позже Украина заключила с Россией и Израилем договоры об урегулировании претензий, однако в этих документах было строго оговорено, что их заключение не означает признание Украины виновной стороной. После того, как деньги были выплачены, почти все истцы отказались от претензий к нашему государству. Остался только иск авиакомпании к Минобороны и Госказначейству и иски четырех семей израильтян, которые решили идти до конца. 17 января 2007 года Печерский суд отклонил их требования, но они подали апелляцию, и вот на днях столичная апелляционная инстанция оставила решение Печерского суда без изменения. Я хотел бы подчеркнуть, что ни тогда, ни сейчас украинская сторона не признавала себя виновной, а решение выплатить семьям погибших по $200 тыс. гуманитарной помощи было принято из гуманизма и разрядки международной обстановки. Мне по-человечески жалко представителей этих четырех семей, так как они отказались от предложенных в 2002 году денег и не получили по 5 млн. Но еще более обидно за державу, ведь в связи с этим скандалом ее репутация понесла громадный ущерб, хотя реальных доказательств вины наших ракетчиков россияне так и не предоставили.
СПРАВОЧНАЯ "ГАЗЕТЫ..."
Что говорит украинская защита
Основные аргументы, приведенные украинской стороной, которые доказывают, что наша ракета российский самолет не сбивала:
Ни в салоне лайнера, ни поблизости не было найдено ни одной частицы, которая была бы похожа на останки ракеты. При том, что некоторые ее элементы имеют хорошую плавучесть.
Отсутствие бортовых самописцев, которые могли бы прояснить причины катастрофы.
Если бы российский самолет сбила украинская ракета, то на поражающих элементах были бы следы гексогена, так как используемое в ней взрывчатое вещество на 80% состоит из этого вещества и на 20% из тротила. Россияне же представили только части со следами тротила.
При средней скорости 1067 м/с ракета пролетает расстояние 241 км не за 220 с, как зафиксировано в отчете Межгосударственной авиационной комиссии, а за 225, 86 с. Это доказано путем исследований за все время эксплуатации ракет подобного класса. Отсюда получается, что за время между пуском ракеты и катастрофой с учетом траектории полета расстояние, пройденное ракетой, было не 241 км, а всего 234,74 км. Таким образом, члены МАК допустили грубую арифметическую ошибку. А наведенные расчеты свидетельствуют, что ракета не могла достигнуть места катастрофы.
Во время расследования МАК с неизвестной целью был скрыт вывод по результатам радиолокационных данных от 07. 10. 01, сделанный в аэропорту Сочи. По первичной информации локаторов, за 30 секунд до катастрофы возле лайнера не было никаких объектов (ближайший за 49,9 км и очень далеко от позднее предоставленой траектории "полета ракеты"). Позже отметки, которые якобы принадлежали нашей ракете, были взяты из неизвестных источников без всякого документального подтверждения.
Хроника развития событий после трагедии
4 октября.
На слух о вине украинских ракетчиков Путин отреагировал сдержанно: "Украина самолет не сбивала". Реакция официального Киева была такой же.
6 октября.
Российский президент впервые засомневался в невиновности украинских военных и попросил предоставить подробные данные о стрельбах.
8 октября.
Командующий войсками ПВО Украины генерал-полковник Владимир Ткачев дал пресс-конференцию, где представил доказательства невиновности украинской стороны.
10 октябр.
Леонид Кучма вдруг заявляет: "Не мы первые и не мы последние" и призывает "посмотреть на Европу", где случаются "трагедии и большего масштаба". Это спровоцировало крупный скандал, позже Кучма вынужден был извиняться перед родственниками погибших.
24 октября.
Межведомственная комиссия Украины по расследованию катастрофы "ТУ-154" признает, что в гибели самолета теоретически могла быть виновата украинская ракета.
Андрей ТКАЧ
Источник: www.pk.kiev.ua