05.05.21 

ImageВ 2021 на авиационном рынке хватит места не всем. Денис Антонюк, экс-глава Государственной авиационной службы, решил поделиться своим мнением о развитии гражданской авиации во время пандемии.

В 2021 авиационный рынок продолжит стагнировать и на нем хватит места далеко не всем авиакомпаниям. Как в Европе, так и в Украине.

Будущее авиаперевозчиков на европейском и украинском рынках напрямую зависеть от владельцев, то ли частной компании, то ли государства, которое может оказывать финансовую поддержку или беспроцентные кредиты. Сегодня ни одна авиакомпания - от португальской TAP и до тех, которые работают на рынке Восточной Европы, в том числе и в Украине, - не сможет выжить самостоятельно. Речь идет даже о таких гигантах, как Wizz Air, Lufthansa и Ryanair, которые, кроме эффективной схемы работы, имели и неплохую финансовую базу.

Государствам в Европе придется делать выбор между крупной авиакомпанией и средним игроком на рынке. И основным критерием оценки будет не столько эффективность, сколько системность этого бизнеса. И здесь преимущество на стороне крупных авиакомпаний, которые являются связующим звеном между несколькими бизнесами. Так, немецкая Lufthansa или французский Air France не только обеспечивают 30-40 тысяч рабочих мест внутри авиакомпании, но и дают работу сотням тысячам других людей, которые работают в аэропортах, туристических и логистических компаниях.

Поэтому вполне неэффективная Alitalia имеет все шансы выжить, а вот лоукосты, которые работают на этом самом рынке эффективнее, могут в ближайшее время остаться без финансирования. Так, одной из первых может покинуть рынок или в значительной степени сократить полеты авиакомпания Norwegian, правительство страны неоднократно говорило, что не готово вкладывать дополнительные инвестиции в поддержку второго перевозчика.

На украинском рынке ситуация аналогичная. Выживут те компании, инвесторам которых авиабизнес в каком-то виде нужен, в том числе и как часть большого туристического продукта. В Украине большинство авиакомпаний предлагают смежные туристические и авиационные услуги. Остаться на рынке смогут авиакомпании, объемы которых соответствуют рынку. Здесь в выигрышной позиции Azur Air и "Международные авиалинии Украины", которые за прошлый год провели реструктуризацию и, несмотря на тяжелую финансовую ситуацию, вошли в кризис в неплохой форме (в том числе и за счет сокращения флота и персонала). Труднее придется SkyUp - их фаза роста и получения новых самолетов совпали с кризисным периодом.

Не стоит ждать в 2021 году бума пассажирских перевозок. Все зависит от решения технологических вопросов и появления единых документов, которые позволят европейцам и украинцам в частности путешествовать безопасно и свободно. Таким документом может стать IATA Travel Pass или другой аналог. Если это будет реализовано быстро, то Европа для нас может открыться в начале или в середине лета. Аналогичная ситуация и с полетами в США, хотя с некоторыми ограничениями украинцы могут туда летать уже сейчас. Фактически к этому времени украинцам придется довольствоваться обычным географией - Турция, Египет, Мальдивы, Доминикана, ОАЭ, страны Восточной Африки, но спрос на эти направления просядет уже в феврале. Это означает, что все украинские авиакомпании начиная с февраля и до середины лета будут только накапливать задолженность, а вопрос их выживания будет зависеть на 100% от инвестора. 

Джерело mintrans