"Я занят, у меня много работы. Да, я ещё пользуюсь своим вертолётом. Все!", – прокричал в телефонную трубку запорожский губернатор Евгений Червоненко, будучи явно не в духе. Раньше он бывал более многословным, и тот факт, что у него есть красный французский вертолёт Gazelle с номером 007, уже давно не секрет.
- В Украине ежегодно приобретаются 5 самолётов
- Украинские предприниматели регистрируют самолёты в офшорах
- "Крылья" покупают для бизнеса, либо ради удовольствия
- Удобнее купить не целый самолёт, а его часть
- Популярностью пользуются лёгкие самолёты
Эта машина стоимостью порядка 400 тыс долларов успела примелькаться в регионах, которые часто посещает губернатор, а также в Киеве. По словам Червоненко, вертолёт – очень удобное средство передвижения. Перелёт из Запорожья в Киев занимает около 2,5 часов, тогда как на обычном самолёте, с учётом регистрации, переезда в аэропорт и из аэропорта, – все четыре. Запорожский губернатор – один из немногих чиновников, кто получил лицензию частного пилота и может самостоятельно управлять своим вертолётом.
В украинском небе много частных вертолётов, принадлежащих известным людям. По разным данным, на Bell–430 стоимостью порядка 5 млн долларов любил летать покойный министр транспорта и связи Георгий Кирпа, а Bell–427, цена которого приближается к 3 млн долларов, радует братьев Суркисов.
В Украине ежегодно приобретаются 5 самолётов
Ежегодно в Украине совершается до пяти сделок по приобретению самолётов, говорит коммерческий директор Центра деловой авиации Андрей Алейников.
"На мой взгляд, экономически целесообразным является приобретение самолёта, если вы летаете не менее 35–40 часов в месяц. В этом случае затраты соотносимы с расходами за фрахт воздушного судна", – говорит он.
Разглашать имена покупателей ни один продавец не соглашается. "Никто и никогда вам не даст такую информацию!", – возмущается представитель компании "Бизнес-авиация", которая сдаёт в аренду и продаёт самолёты.
Узнать, какие самолёты и сколько находятся в частной собственности, сложно не только из-за конфиденциальности. Все дело в том, что в Украине, и как и в России, самолёты не регистрируются на физических лиц.
Украинские предприниматели регистрируют самолёты в офшорах
Сертификат лётной годности, который обязательно выдаётся на каждый самолёт, может быть выдан только авиакомпании. Поэтому все частные самолёты зарегистрированы либо на существующие, либо на специально созданные авиакомпании, которые эксплуатируют самолёт.
Такой, например, является компания Airlink International, за которой числится самолёт Airbus 319, принадлежащий известному бизнесмену Ринату Ахметову. Стоимость такой машины колеблется в пределах 50–70 млн долларов. Однако прописка у неё не местная: часто личные самолёты регистрируют там, где это можно сделать без волокиты и конфиденциально. Например, на острове Аруба (Нидерланды), где этот самолёт и был зарегистрирован.
"Это связано с налоговым законодательством. Как и в России. Опыт показывает, что большинство приобретённых самолётов регистрируется в офшоре", – говорит вице-президент компании NetJets Тереза Канделаки.
"Крылья" покупают для бизнеса, либо ради удовольствия
Тереза Канделаки уверена, что собственную машину приобретают или те, кто летает больше 400 часов в год, либо те, кто радует своё эго. В Украине есть и те, и другие.
К первым причисляют Валерия Хорошковского, владельца телеканала "Интер", личное состояние которого эксперты оценивают почти в 1 млрд долларов. "Это не просто игрушки, это вызвано целесообразностью. Хорошковскому постоянно приходилось бывать то в Норильске, то в Красноярске. У него какой-то американский джет", – говорит один из бывших сотрудников "Интера". Помощник Хорошковского Владимир Сигалов также не смог уточнить марку самолёта.
Много летает и президент холдинга Media International Group Вадим Рабинович, который называет себя первым владельцем частного самолёта в Украине. Приближенные к нему люди говорят, что долгое время он летал на личном самолёте марки Falcon, однако уже продал его и сейчас самолёты арендует. По данным продавцов, Falcon может обойтись в сумму от 2 до 30 млн долларов в зависимости от технических характеристик, года выпуска и количества мест.
Самолёты этой марки наиболее популярны среди украинских бизнесменов. Falcon есть у Ахметова (кроме упомянутого уже Airbus 319). Он стоит порядка 30 млн долларов. На Falcon летал Игорь Бакай, когда занимал должность главы "Нафтогаза Украины". Эту марку самолёта почитают и братья Суркисы, собственники киевского "Динамо".
Украинские олигархи охотно делятся с коллегами своими "крыльями": по некоторым данным, именно самолёт Рабиновича был использован для транспортировки Виктора Ющенко в Австрию после отравления в сентябре 2004 г. А для перелёта Виктора Януковича в Барселону, как уверяют участники авиарынка, был любезно предоставлен A319 Ахметова.
Удобнее купить не целый самолёт, а его часть
Владелец ряда украинских заводов, бизнесмен Константин Григоришин, имя которого связывают чуть ли не с каждой заварушкой вокруг захвата предприятий, своим самолётом не обзавёлся. Он признался журналистам в том, что при необходимости самолёты арендует.
Однако совладелец группы "Финансы и кредит" Константин Жеваго, а также зять бывшего украинского президента Виктор Пинчук не отказывают себе в таком удовольствии как личный самолёт. Оба обзавелись машинами повышенной комфортности Global Express. Такой самолёт разработки канадской фирмы Bombardier обойдётся в 40–50 млн долларов.
Жеваго, личное состояние которого эксперты оценивают в 2 млрд долларов, заказал новый самолёт. Пинчук же приобрел машину, которой ранее пользовался голливудский режиссёр Стивен Спилберг.
Чтобы приобрести новый самолёт, Жеваго пришлось выстоять в очереди. "Ожидание на приобретение самолёта – 3-4 года", – говорит Тереза Канделаки из компании NetJets. Поэтому намного удобнее купить не целый самолёт, а его часть, например, 1/8. Это значит, что все заботы о содержании самолёта ложатся на продавца, а восемь собственников машины могут её использовать в любое время. При таком варианте час полёта обойдётся в EUR 4,5–7 тыс.
По словам Канделаки, спрос на долевое владение самолётом со стороны украинских клиентов постоянно растет. "Россия с Украиной занимает третье место по объёмам рынка в Европе", – говорит она. Всего её компания обслуживает более 110 украинских и российских клиентов. Правда, многие из них предпочитают просто арендовать самолёты.
Популярностью пользуются лёгкие самолёты
Приживаются среди бизнесменов и лёгкие самолёты, крейсерская скорость которых достигает 300–400 км/ч. К примеру, модели L-410 успешно эксплуатируются генеральным директором "Укртатнафты" Сергеем Глушко и владельцем "Галнафтогаза" Виталием Антоновым. Самолёт последнего узнать просто – на его хвосте красуется логотип автозаправок "ОККО", а на боку – бортовой номер UR-GNG. Такой самолёт обойдётся в сумму от 350 тысяч до 3 млн долларов.
В этом году начнёт перемещаться на лёгком бизнес-самолёте Cessna и "шоколадный" магнат Петр Порошенко. По его словам, самолёт будет поставлен для нужд группы "Укрпроминвест", совладельцем которой он является.
Массово пересаживаться на лёгкие самолёты и самостоятельно их пилотировать, как это сейчас модно в США и Европе, наши бизнесмены и чиновники не спешат – в этом меньше престижа и больше риска. "Этот рынок ещё не массовый, люди не верят в то, что это возможно", – говорит совладелец частного аэродрома "Долина" Андрей Ферчук.
В то же время, по его словам, получить лицензию пилота сейчас не составляет сложности. Это вопрос 6–7 недель и 36 тыс грн. А небольшой лёгкий самолёт обойдётся даже дешевле, чем многие машины, которые ездят по Киеву, – в 45 тыс долларов. В США летает уже более 500 тыс частных маленьких самолётов, а лицензии пилотов получили 10 млн человек.
В Украине же всего около 400 таких машин и летают на них в основном увлечённые люди, далёкие от статуса олигарха. Но, по словам представителей школ, обучающих частных пилотов, интерес к этому хобби постепенно растет и среди влиятельных людей.
Источник: rus.newsru.ua