Этот вопрос далеко не праздный, если учесть, что в ближайшие два года планируется выпуск 20-30 машин на «Авианте» и российском ВАСО. В Украине ситуация с подготовкой гражданских пилотов вообще далека от идеальной. При ежегодной потребности в 70 специалистов, в Украине в 2006 г. выпускниками Кременчугского летного колледжа стали только 2 специалиста, а Кировоградской государственной летной академии – 19. На недавнем совещании у вице-премьера Андрея Клюева, которое было посвящено проблеме подготовки летного состава гражданской авиации учебными заведениями Украины, принято решение заложить в проект госбюджета на 2008 г. 14 млн. грн. на подготовку пилотов.
Кроме того, в проекте госбюджета предусмотрены средства на приобретение тренажера Ан-148 для учебного центра Госавиаадминистрации Украины. Если при СССР разработкой и производством самолетных тренажеров занималось только Конструкторское бюро тренажеростроения и завод «Эра», расположенные в Пензе (РФ), то с развитием цифровых технологий и систем жк-индикации технологии создания тренажеров стали доступными для более широкого круга предприятий. Сегодня создание тренажера Ан-148 в России и Украине пойдет параллельным путем. На авиасалоне МАКС-2007 гендиректор «Ильюшин Финанс Ко» Александр Рубцов подписал соглашение с компанией «ТРАНЗАС» по разработке соответствующей системы. По его словам, тренажер самолета будет создан в следующем году.
Российский «ТРАНЗАС» последние десять лет осваивал рынок вертолетных тренажеров, и сейчас является одной из ведущих компаний мира в этой области. По информации компании, отличительная особенность разрабатываемых тренажеров состоит в модульном принципе построения, который обеспечивает универсальность конструкции и позволяет моделировать полет самолетов и вертолетов различных типов и модификаций.
В то же время, как сообщил представитель АНТК Виталий Дагаев, обучение первых экипажей самолетов Ан-148 предусматривается на базе АНТК. Антоновцы располагают имитатором полета самолета (ИПС) Ан-148 категории «А». Именно на нем пройдут первоначальную подготовку группы украинских и российских пилотов.
Кроме того, АНТК ведет проектирование комплексного тренажера самолета (КТС). Эта система предназначена для углубленной подготовки пилотов, на ней можно моделировать перегрузки, различные отказы техники и отрабатывать действия пилотов, что не допускается на летном экземпляре. Поскольку постройка КТС начинается одновременно с постройкой серийных самолетов, работа над тренажером Ан-148 началась сравнительно недавно, однако, учитывая тот факт, что серийное производство запускалось еще в процессе летных испытаний Ан-148, время создания тренажера оказалось сэкономленным. На АНТК обещают появление КТС в течении трех лет.
В настоящее время ИПС Ан-148 дорабатывается для широкого обучения пилотов, прием курсантов начнется уже в нынешнем году. С декабря по первый квартал следующего года планируется обучение первых групп летчиков, а также технического и обслуживающего персонала. Программой предусмотрена теоретическая полунатурная и натурная подготовка (полеты на самолете), сообщил В. Дагаев. Что касается КТС, то традиционно его стоимость выше цены самолета (стоимость первых украинских Ан-148 составит $18-20 млн.), так как имитационные системы кабины дороже «натуральных».
По объему необходимой гражданской авиатехники возможности украинского рынка всегда были ограничены. Следовательно, для успешного позиционирования на рынке цена и технические возможности украинского тренажера, как минимум должны быть конкурентоспособными по отношению к российскому аналогу. В противном случае Украина в очередной раз уступит перспективный рынок россиянам.
Источник: www.ugmk.info