Украина все активнее приближается к Европе. Происходит это как в рамках адаптации действующего законодательства под европейские стандарты и требования, так и путем присоединения к международным соглашениям. Один из таких проектов, - «Открытое небо».
Данное соглашение предполагает либерализацию рынка и открытие украинских воздушных границ для европейских перевозчиков. Одновременно больше свободы получат и украинские авиакомпании в ЕС. Этот процесс начался еще несколько лет назад и проходил под знаком двух разнонаправленных тенденций: европейцы старались «втолкнуть» нас в свои правила как можно быстрее, а украинские чиновники и авиакомпании старались получить как можно больше выгод от этого, одновременно тормозя процесс.
Так, подписанные в прошлом году соглашения о присоединении к «открытому небу» имели определенные оговорки по условиям вступления. Эти оговорки, мягко говоря, не радовали представителей ЕС. В последнее время они все активнее стали напоминать Украине про необходимость выполнять свои обязательства. Первый звонок прозвучал на переговорах по поводу привлечения кредитов весной этого года, когда нам отказали в кредитах на сумму в $10 млрд.
Затем «знаки внимания» участились. Они вылились в систематические пристальные проверки украинских самолетов в зарубежных аэропортах. Как говорят представители авиакомпаний, доходило до того, что в актах как вопиющее нарушение записывали не пристегнутый чемодан для документации пилота или случайно съехавший подголовник на пассажирских сиденьях. Ну а финалом всего этого стало внесение авиакомпании «Украинско-средиземноморские авиалинии» (UMAir) в черный список.
Впрочем, в самой UMAir эту информацию достаточно долго опровергали. На самом деле авиакомпания красовалась в этом списке с 11 сентября. Как считает президент авиакомпании МАУ Юрий Мирошников, Украина столкнулась с типичным проявлением «западного» подхода к решению проблем. По его мнению, после «Украинско-средиземноморских авиалиний» эта мера может быть применена и по отношению к другим авиакомпаниям. «Черный список – это инструмент давления. Будете себя хорошо вести: ну, внесем там одну-две-три компании ваши. А все не будем. Не будете показывать лояльность свою по отношению к евроинтересам, так мы после второй компании все остальные общим списком внесем. Как в Киргизии. И тогда мы на вас посмотрим», - говорит Ю.Мирошников.
Аналогичная ситуация наблюдается и с Россией. Сразу несколько авиакомпаний за последнее время попадали в черный список ЕС. Самый яркий пример, это случай с авиакомпанией «Россия». В черный список она попала якобы по причине проблем с техническим состоянием воздушных судов, однако после серии переговоров оказалось, что на самом деле все претензии сняты.
Истинная же причина угроз со стороны ЕС была в требовании отменить плату для европейских авиакомпаний за пролет территории России по транссибирскому коридору. Россияне на нее пошли с оговоркой – согласны после 2013 г. И это был большой шаг вперед: ранее об отмене и речи не шло.
В случае же с Украиной ситуация несколько сложнее. От нас требуют открыть небо к 2009 г. Отечественные авиакомпании считают, что срок надо перенести как минимум на 2012 г. – иначе не успеем подготовится к конкуренции с продвинутыми западными перевозчикам. Но судя по начавшейся кампании давления по отношению к отечественным перевозчикам придется соглашаться и на 2009 г. Иначе компании будут под пристальным прицелом в европейских аэропортах.
Как говорят эксперты, типичной станет ситуация, когда перед вылетом экипажи будут проверять на содержание алкоголи в крови. Ведь, последний инцидент с якобы пьяным пилотом МАУ в Швеции не случаен. Там достаточно строгие законы и выпившему летчику грозит до двух лет тюрьмы. Если его отпустили, вероятнее всего он был либо не пьян, либо его состояние алкогольного опьянения было спорным, но сам факт удара по имиджу украинских перевозчиков на лицо.
Косвенным подтверждением версии с «придирками» свидетельствует хотя бы тот факт, что при скандале во время задержания пьяных пилотов Ан-22 авиакомпании «Авиалинии Антонова» виновника проблемы содержали под арестом несколько недель. В Швеции же пилота отпустили практически сразу же. Но главное в этой истории то, что в впоследствии можно на уровне Еврокомиссии говорить о необходимости ужесточения требований к украинским авиакомпаниям.
Впрочем, некоторые эксперты считают, что черные списки это все же не так страшно как кажется. Дело в том, что главным или основным требованием к авиакомпании, внесенной в черный список, является требование об информировании пассажиров. Предупреждения о том, что перевозчик внесен в черный список должны быть - при покупке авиабилетов, при регистрации в аэропорту и на борту воздушного судна. Запрета полетов при этом нет. Запрет полетов это уже дело каждого государства. Хотя тут есть нюанс. Понятие «дело каждого государства» подразумевает все же возможность ограничения полетов со стороны конкретных государств Европы.
То есть, они должны провести дополнительный технический аудит и только после этого запретить полеты. Есть более простой способ. Придираться к вопросу информирования. Можно признать, что плакат в авиакассах о внесении авиакомпании в черный список не достаточно велик, плохо читается пассажирами и т.д.
Источник: www.ugmk.info