На АНТК им.Антонова убеждены в том, что сейчас комплекс пытаются захватить рейдеры. По крайней мере, с просьбой защитить от «рейдерства» обратился к премьер-министру профсоюз предприятия. Кроме того, с письмом к руководству Украины обратились ведущие авиастроители Украины и России, убеждая оставить генконструктора АНТК Дмитрия Киву на занимаемой им должности.
Так что и кому угрожает? Некие рейдеры - госпредприятию со статусом стратегического, или потеря кресла - нынешнему и.о. генерального конструктора АНТК? Первопричиной скандала стал акт плановой проверки АНТК ГлавКРУ за период с 1 января 2005 г. по 1 апреля 2007 г., выводы которого были, видимо, не лицеприятны для руководства предприятия.
Далее последовала молниеносная реакция со стороны руководства АНТК. Голосеевский райсуд запретил разглашать данные проверки до принятия решения по существу самого документа, а Соломенский райсуд запретил вносить любому органу власти любые изменения в устав АНТК, менять генконструктора или каким-либо образом ограничивать его полномочия.
Но, видимо, акт проверки, направленный первому вице-премьеру Николаю Азарову, содержал подробности, которые не смогли пройти мимо внимания правительства. По утверждению представителей авиапрома, Н.Азаров сопроводил документ КРУ указанием «принять меры» по отношению к руководителям предприятия, а материалы проверки параллельно были направлены в Генпрокуратуру. После вторичного вопроса о «выполнении» указаний 19 сентября Н.Азаров «вдруг» заявил, что никогда не настаивал на смене руководства АНТК. Дальше появилось письмо авиастроителей в поддержку Д.Кивы.
Поскольку скандальная ситуация стала стремительно развиваться накануне выборов, эксцессы в виде «массовых выступлений» работников АНТК на защиту генконструктора были бы не желательны для правительства. При сохранении нынешней политической «картины» ситуация может разрешиться не в пользу «обиженных» авиастроительных профсоюзов. В других случаях - возможны варианты.
Кроме применения «классических способов» остаться на занимаемой должности (судебное решение, «поддержка» коллектива), Д.Кива успешно «отбивается» от навязчивых попыток «уйти» его с помощью довольно необычных схем. В украинских реалиях суды и их решения играют ключевую роль. Сегодня любой руководитель в преддверии своего увольнения может «закрыться» от акционеров пачкой судебных решений. Суды различных районов и областей запрещают конкретному имярек менять своего наемного работника или вносить изменения в устав. Все это присутствует во взаимоотношениях генконструктора и вышестоящих организаций.
Первое судебное решение просто запретило цитировать акт проверки до его опровержения. Второе – вносить изменения в устав АНТК кому бы то ни было. Хотя эти корректировки давно назрели в связи с сменой механизма управления АНТК и еще девяти предприятий, входящих в состав «Авиации Украины». Устав концерна предусматривает подчинение предприятий правлению концерна и решение кадровых вопросов на новых принципах.
Запрет судов управляющей структуре, правительству и министерству, управлять предприятием на свое усмотрение смотрится диковато. С другой стороны, не исключено, что кто-то действительно «положил глаз» на земельный участок АНТК - в престижном районе столице, площади хватит на несколько элитных жилых комплексов.
Кроме того, в последнее время актуальным вопросом стала грядущая корпоратизация «Авиации Украины» и последующие «партнерские отношения» в виде возможного слияния с российской Объединенной авиастроительной корпорацией. Так, президент российской ОАК Алексей Федоров заявил, что Россия официально предлагает Украине слияние двух компаний: «Сейчас шар на украинской стороне. Если решение будет положительным, тогда процессы интеграции начнут развиваться достаточно быстро».
Интерес соседей к украинскому авиапрому не случаен. ОАК нужны украинские специалисты. Транспортная тематика предприятий, включенных в российскую корпорацию, остается «на бумаге» чуть не десять лет: индийско-российский проект разработки среднего транспортного самолета (Multirole Transport Aircraft) буксует по причине нехватки специалистов, которые могут разработать машину, которая будет летать. АНТК им.Антонова пока еще может создавать «с нуля» новую технику (или, в конце концов, «перелицевать» под МТА свой Ан-70).
Однако для украинской стороны объединение интересно только под обеспечение заказами всех участников концерна, а не одного АНТК. И здесь может «найти коса на камень». Русским коллегам не нужны серийные украинские заводы, своих хватает. Украинцы хотят или пакетом или никак. А Д.Кива хочет остаться генконструктором и поучаствовать в «слиянии». Вот только совместить эти три интереса в один не представляется возможным.
Источник: www.ugmk.info