06.10.21 

ImageНациональное бюро по расследованию авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами опубликовало Окончательный отчет по результатам расследования катастрофы самолета Y1 "Дельфин" UR-OAP, произошедшей 17.06.2020г. во время выполнения испытательного полета в районе аэродрома Одесса.

17.06.2020 года в 12:14, в визуальных метеорологических условиях, во время выполнения испытательного полета на легком самолете Y1 "Дельфин" UR-OAP после взлета, в наборе высоты 9000 футов, при пересечении высоты 4750 футов произошло падение мощности двигателя. КВС сообщил диспетчеру ОВД о прекращении выполнения задания и запросил разрешение на снижение и заход на посадку. На расстоянии 900 м от торца ВПП16 самолет упал на землю с большой вертикальной скоростью. самолет получил значительные повреждения, экипаж погиб.

Image

После катастрофы и детального исследования топливной системы выяснилось, что левый ограничитель хода рычага поплавка датчика деформирован и щетка потенциометра датчика была "заблокирована" в верхнем положении и поддерживалась в этом положении витками проволоки потенциометра. Таким образом, щетка постоянно удерживала поплавок датчика в верхнем положении, а электрический сигнал выдавал на индикатор показания о том, что левый бак полный.

Потребление топлива и снижение уровня топлива в левом баке не отображались на показаниях левого индикатора. Сигнальное табло "Аварийный остаток топлива" при остатке менее 12 л также не срабатывало, потому что зависело от поплавкового механизма.

Image

В результате расследования комиссия пришла к выводам о том, что причиной катастрофы самолета "Дельфин" стало совпадение следующих факторов:

 

  • ИТС не обратил внимания на некорректные показания датчика количества топлива в левом баке на земле
  • установление КВС рычага топливного крана в положение "левый бак";
  • несоблюдение КВС требований РЛЭ страница 4А-14 в части запрета "выравнивания топлива по бакам" не в горизонтальном полете;
  • решение КВС продолжить выполнение задачи с неисправной системой уборки шасси, что противоречило пункта 9 методических указаний задания на полет;
  • значительное падение мощности двигателя вследствие полного расхода топлива из левого бака из-за ложных показаний на индикаторе количества топлива, но не переход на потребление горючего из правого бака, или потребления из обеих баков.
  • решение КВС по выбору места вынужденной посадки с неработающим двигателем;
  • КВС не восстановил работу двигателя при наличии горючего в правом баке;
  • КВС не доложился диспетчерам ОВД о проблемах с двигателем и не декларировал аварийную ситуацию, что лишило диспетчера возможности предоставить рекомендацию по выбору оптимального и безопасного места вынужденной посадки;
  • возможная потеря скорости, или большая вертикальная скорость снижения перед приземлением, что привело к грубой посадке самолета с его разрушением и гибелью пилотов.