11.10.21 

ImageОни те, кто часто смотрит на нашу планету сверху и для большинства людей кажутся "небожителями". Их немного, а подготовка - длительная и дорогостоящая. 

Их профессию всегда окружал ореол романтики. Но в действительности, как признаются сами военные летчики, прежде всего - это тяжелая и ответственная работа, которая требует специальных знаний, навыков и максимальной концентрации. Работа, всегда связана с риском и в которой нет места для ошибок.

Речь пойдет о летчиках военно-транспортной авиации. Где их учат? Какие задачи они выполняют и к чему надо быть готовым командиру экипажа военно-транспортного самолета? Об этом рассказал командир экипажа самолета Ан-30Б.

Что нужно, чтобы стать военным летчиком?

- Прежде всего - большое желание. Если оно есть, человек получит и образование, и налет, и все остальное, чего потребует от него любимое дело. Другая, не менее важная вещь - крепкое здоровье, без него в авиацию - нельзя. Если есть и то, и другое, вам, скорее всего, удастся овладеть профессией и стать военным летчиком. Это, кстати, касается не только "транспортников", но и летчиков истребительной, штурмовой и бомбардировочной авиации. 

Планируете летать - тренируйте вестибулярный аппарат

- Некоторые мои "однокашники" не смогли закончить учебу из-за проблем со здоровьем. Например, был случай, когда курсанта постоянно тошнило в полете. В итоге его "списали". Тренировать "вестибулярку" парень не хотел. Хотя так же, как и наши мышцы, ее можно «прокачать». Вестибулярный аппарат - это полноценный орган, который помогает нам ориентироваться в пространстве, поддерживать равновесие. Чтобы укрепить его, следует периодически выполнять довольно легкие упражнения. К таким можно отнести упражнения на поддержание равновесия, на подкачки крови к мозгу, прыжков и еще много подобных. Но опять же, для этого нужно желание и самодисциплина.

Кстати, об обучении

Готовят летчиков военно-транспортной авиации на летном факультете Харьковского национального университета Воздушных Сил имени Ивана Кожедуба. Срок обучения - 4 года. Конкурс на летный факультет обычно достаточно высок, а требования к абитуриентам - жесткие: безупречное здоровье, рост - от 155 до 185 сантиметров, вес - не более 85 килограммов. Претенденты проходят тщательный отбор медицинских комиссий, психологические тесты профессионального отбора и экзамен по физической подготовке. Именно на этом этапе отсеивается большинство кандидатов.

Сама же подготовка курсантов реализована несколькими уровнями. Начиная со второго курса, будущие летчики проходят практику на легкомоторных самолетах и у каждого появляются первые впечатления от полета, а в летных книжках - первые часы налета.

- На этом этапе курсанты решают, на каком типе самолетов они хотят летать. Многое зависит от личных предпочтений: один видит себя только за штурвалом истребителя, другому больше по душе транспортная авиация. Но случается и так, что того, кто хотел летать на истребителях, переводят по состоянию здоровья на транспортную авиацию, а кому-то и вообще выпала "приземленная" профессия.

С третьего курса практические занятия курсанты проходят на базе учебной авиационной бригады, расположенной в Чугуеве, а впоследствии - в авиационных частях Воздушных Сил, Сухопутных войск и Военно-Морских Сил.

- В свое время я тоже учился по четырехлетней программе. Мое личное мнение, что пятый год, который ранее добавляли курсантам, является излишним. Ведь по сути на пятом курсе они изучали Ил-76 - самолет, на котором вряд ли бы летали в ближайшие 5 лет после выпуска. Я сам непосредственно работаю с курсантами, поэтому знаю, о чем говорю. Считаю, что за этот год службы в части они получат намного больше практического опыта. В то же время хочу отметить, что качество подготовки летчиков за последние годы улучшилась в разы. 

Может ли гражданский пилот стать летчиком военно-транспортной авиации

- Да, это реально. В отличие от других родов авиации, летчик, получивший специальность в гражданском вузе, может перейти в военно-транспортную авиацию. Для этого ему прежде всего нужно призваться на военную службу, пройти переобучение на определенный тип самолета и получить соответствующие допуски.

Как быстро молодой лейтенант-выпускник может стать командиром экипажа

- После выпуска из вуза летчик в звании лейтенанта приходит в часть на должность помощника командира экипажа. Как быстро он сможет стать командиром экипажа, зависит от многих факторов. Но прежде офицер имеет для себя четко решить, готов ли он к серьезной ответственности. Ведь от его командирских решений, без преувеличения, зависит жизнь всех членов экипажа и пассажиров, находящихся на борту. Если офицер готов к этому, понадобится около года, чтобы подготовить его на должность командира экипажа. Также он должен составить соответствующие зачеты и получить допуски. 

«Почему в свое время я сделал выбор в сторону транспортной авиации? ..»

- Каждому свое. По моему убеждению, транспортная авиация - это всегда востребованная и полезна авиация, которая делает чрезвычайно важную работу, - говорит офицер. - Она перевозит войска, доставляет технику, вооружение и боеприпасы, горючее, продовольствие, осуществляет эвакуацию раненых и больных, проводит разведку. А еще на нашем Ан-30Б иногда "разгоняем облака". В частности, в этом году обеспечили бездождевое небо над столицей в День Независимости Украины, - добавляет летчик. - Важно и то, что полеты на транспортном самолете - это командная работа. Кроме меня, в составе экипажа - помощник командира, штурман, радист, бортмеханик, борттехник и бортоператор. 

Больше экипаж - больше ответственность

- Командир экипажа военно-транспортного самолета несет ответственность не только за себя, но и других членов экипажа, пассажиров, груз и технику. Соответственно, здесь по-другому и решения принимаются, - говорит военный летчик. - К примеру, в случае нештатной ситуации летчик истребителя может быстро "выйти на улицу" (катапультироваться. - Прим. Авт .). И если Ан-26 оборудован хотя бы аварийным люком, то Ан-30Б вообще не приспособлен для аварийного покидания ... 

"Никому не верь - все хотят тебя убить"

- Кроме того, что решение нужно принимать быстро, критически важно, чтобы они были правильными. Командир экипажа - это человек, который должен четко знать, как действовать в той или иной ситуации, - отмечает офицер. - Также у нас есть поговорка: "Никому не верь - все хотят тебя убить". Командир должен всегда все проверять, ведь каждый из его подчиненных может ошибиться. Именно на командире лежит ответственность за выполнение поставленной задачи и принятия правильного решения. 

О частоте и продолжительности полетов

- Бывает по-разному. Это может быть один вылет в неделю, а можем и почти ежедневно летать. Влияет в том числе и сезонность: летом летаем больше, зимой - поменьше. Самый длинный беспосадочный перелет длился около 5 часов. Здесь все сводится к ограниченному запасу горючего, - говорит офицер. 

Какой полет является сложным

- Все без исключения полеты сложные. К любому нужно относиться максимально серьезно и тщательно готовиться, - говорит военный летчик. - не должно быть никаких отвлекающих факторов. Когда поднялся на борт самолета, должен думать исключительно о поставленной задаче. Все остальное оставляешь "за бортом"». 

О плюсах и минусах профессии

- Я думаю, одним из минусов есть профессиональные заболевания. Например, болезни желудка, проблемы с позвоночником, сердечно-сосудистые заболевания и тому подобное. В то же время наша профессия дает возможность увидеть мир. Выполняя задание по международному соглашению "Договор по открытому небу", члены экипажа нашего "летающего фотоаппарата" Ан-30Б имели возможность посетить многие страны.

Джерело armyinform