Южный Судан ввел запрет на использование некоторых грузовых самолетов Антонов с начала ноября после ряда аварий со смертельным исходом.
Но скорость, с которой был введен запрет, и зависимость страны от этих типов самолетов для перевозки товаров первой необходимости не оставляют авиаперевозчикам выхода. Они призывают правительство отменить запрет или помочь с резким ростом затрат на аренду различных типов грузовых самолетов.
Профсоюз Южного Судана призывает правительство отменить запрет. Союз операторов авиакомпаний Южного Судана (SSAOU) ссылается на надвигающийся гуманитарный кризис в районах Большого Верхнего Нила и Барх-эль-Газала, говоря, что невозможно доставить важные товары для людей в этих местах.
Кэт Монийок, генеральный секретарь по вопросам информации в SSAOU (а также генеральный директор и управляющий директор Ан-26 оператора Optimum Aviation), рассказала:
"По сообщениям, которые мы получаем из районов за пределами Джубы, таких как Йида и Ренк, наше гражданское население плачет, потому что нет транспортных средств, которые могли бы доставить товары в эти пострадавшие районы. Как и весь Верхний Нил, а также некоторые части штатов Барх-эль-Газаль и Юнити, включая три административных района, они сильно пострадали, и у них нет транспортных средств, чтобы доставить туда грузы".
Южный Судан пострадал от продолжительной и дорогостоящей гражданской войны. Последние несколько лет серьезно сказались на инфраструктуре страны: многие дороги непроходимы для грузовиков или велосипедов. Таким образом, отдаленные города и деревни в стране в значительной степени зависят от авиаперевозок для доставки предметов первой необходимости.
Мониджок говорит, что у Южного Судана нет альтернативы тем самолетам Антонова, которые он использует. Он призывает правительство возобновить использование самолетов, таких как Ан-26, до тех пор, пока не будет найдена альтернатива.
Амен Денг Чол, управляющий директор Super Power for Trading and Investment-Airline Services, рассказал, что единственный летающий "Антонов" принадлежит армии. Он летает два раза в день, чтобы попытаться удовлетворить потребности удаленных сообществ. Этот самолет не может доставить достаточно грузов для всех, и Аминь призвал правительство арендовать другие самолеты, чтобы обойти запрет.
Он заявляет, что цены на аренду грузовых самолетов, таких как Ан-72 и Ан-74, за последние месяцы выросли вдвое и большинство операторов не могут позволить себе арендную плату.
Проблемы с самолетами Антонова возникли в мае, после того как Ан-26 потерял пропеллер при подлете к Джубе. Глава Управления гражданской авиации страны Дэвид Субек издал приказ о прекращении полетов всех Ан-26 до тех пор, пока они не будут проверены на безопасность.
Но это не первый инцидент, связанный с авиакатастрофой в Южном Судане. В августе прошлого года грузовой самолет Ан-26 компании South West Aviation разбился при взлете из Джубы. В марте этого года самолет Let L-410, принадлежащий компании South Sudan Supreme Airlines, разбился при взлете с взлетно-посадочной полосы Пиери, в результате чего погибли все десять пассажиров.
Но последний инцидент, который привел к запрету на использование нескольких типов самолетов, произошел в начале ноября. Ан-26, эксплуатируемый компанией Optimum Aviation, потерпел крушение во время вылета из Джубы, всего в одной морской миле от аэропорта. Самолет, перевозивший топливо и другой важный груз, загорелся, в результате чего погибли все пять членов экипажа на борту.
После инцидента Управление гражданской авиации Южного Судана приостановило полеты в стране всех грузовых самолетов Антонов, а также некоторых других моделей. В целом запрет коснулся самолетов Ан-26, Ан-24, Ан-28, Ан-30, Hawkers HS-748 и Let-410UVP. Операторам было дано указание вывезти их из страны в течение недели.
Самолеты принципиально не опасны, но они старые: возраст самых новых из них приближается к 40 годам, а у самых старых - значительно больше 50. Плохое техническое обслуживание в сочетании с примитивным оборудованием на борту подвергает эти воздушные суда риску аварии.
В последние годы другие африканские страны, включая Сомали, Анголу и Конго, запретили некоторые турбовинтовые самолеты Антонова. Южный Судан рассматривает это как прецедент сохранения собственного запрета, который будет трудно отменить, несмотря на трудности, которые он создает своим гражданам.