Коллекцию Одесского авиамузея пополнил самолет воздушного наблюдения и аэрофотосъемки Ан-30
Одесский музей авиационной техники, что расположился на спортивном аэродроме Гидропорт в одесском Межлиманье, пополнился новым редким экземпляром – украинским разведывательным самолетом Ан-30.
Два трейлера доставили на аэродром разобранный экспонат музейной коллекции.
Большая птица давно скучала на киевском авиаремонтном заводе 410, рядом с аэропортом имени Игоря Сикорского (Жуляны), где была подготовлена к разборке и утилизации, но одесские ценители истории спасли раритетный борт, доставив его в Одессу.
Интересно, что за семь лет - с 1973 по 1979 год, на киевском заводе "Авиант" был построен 71 самолет Ан-30, однако в украинских музеях числился всего один такой борт – в Государственном музее авиации Украины имени Антонова.
Новинка одесского музея совершила первый полет 1 октября 1974 года, получив регистрационный номер UR-30026 (серийный — 05-05). До мая 1981-го самолет работал в Западно-Сибирском управлении гражданской авиации авиакомпании «Аэрофлот», после чего, летал в Киевском объединенном авиаотряде.
В июне 1993 был передан в авиакомпанию "Авиалинии Украины" (Air Ukraine), а с 2006 года находился на хранении в отстойнике 410-го завода в Жулянах.
Конечно, новинку придется собирать, ремонтировать и красить, чтобы придать ей музейный лоск, но реставраторы знают свое дело, за их плечами уже несколько восстановленных машин.
Напомним, история одесского музея началась весной 2020 года, когда летчикам удалось спасти три стареньких Мига, которые хотели сдать на металлолом (Миг-19ПМ, Миг-21УМ и Миг-23МЛ). Все три борта прошли серьезный ремонт с восстановлением многих элементов. Например, на Миг-19 реставраторам удалось с нуля, по чертежам сделать новые консоли крыла. С тех пор к небольшой площадке на аэродроме прикипело неофициальное название — аллея Мигов Гидропорта , а в июле того же 2020 года он получил официальные документы — группа авиаторов зарегистрировала общественную организацию под названием "Одесский музей авиационной техники".
Экспозицию собирали «с миру по нитке» — часть удалось приобрести на одесском авиационном заводе — три Миг-21МФ, по одному Миг-21УМ (второй в коллекции) и Су-17М3. Су-9 приехал из Геническа, Су-24 из Василькова, L-29 Delphin удалось купить на аукционе, проводившимся министерством обороны, а два Як-40 отданы музею на ответственное хранение Фондом госимущества Украины.
Сейчас на огороженной стоянке уже находится десять самолетов, несколько в ремонте, а два оставлены на обмен, поэтому Ан-30 станет счастливым – двенадцатым экспонатом. У директора музея и реставраторов большие планы по приобретению новых бортов, кроме натурных образцов есть также кабины самолетов с действующими приборами и оборудованием, например, кабина Ту-154Б-2, а на стареньком L-29 Delphin гидропортовским умельцам удалось даже запустить двигатель.
Торжественное открытие музея несколько раз откладывалось. По словам директора – известного одесского пилотажника, Валерия Наливайко, в экспозиции было мало экспонатов.
"До этой зимы нам еще нечем было похвастаться, — рассказывает директор. – Да, у нас есть несколько интересных, раритетных бортов, что называется, экспонатов с историей, но часть из них была в реставрации, поэтому открытие откладывалось. Думаю, ближе к лету отреставрируем еще несколько экземпляров, сделаем официальное открытие и порадуем любителей авиации".
Вход в музей будет абсолютно бесплатным. Фото и видео — Одесский музей авиационной техники
Напомним. Специалисты киевского "Завод 410 ГА" приступили к выполнению регламентных работ на самолете Ан-30 ГСЧС Украины. Самолет Ан-30, борт "12 синий" был построен в 1973 году, в 2014 году прошел ремонт и обновил советскую ливрею на "Украинской ГСЧС". В 90-х годах на этом самолете воздушного наблюдения и аэрофотосъемки был размещен "Авиационный многоцелевой комплекс дистанционного зондирования природной среды" (АКДЗ-30).