Государственная авиационная служба Украины разработала новую редакцию Авиационных правил. Проект правил опубликован для общественного обсуждения на сайте ГАСУ 28 января 2022 года.
Документ предусматривает значительную либерализацию условий выполнения полетов авиации общего назначения и условий выполнения авиационных работ, пишет в статье на сайте intelmag Президент АОПА Украина Геннадий Хазан.
После успешного проведения общественных слушаний должно состояться согласование документа на уровне Министерства обороны Украины, Министерства иностранных дел и МВД. При отсутствии существенных замечаний согласования будут занимать примерно 8-9 месяцев. Новые Авиационные Правила будут действовать на уровне законных актов. До момента их утверждения на уровне Министерства юстиции будут продолжать действовать старые Авиационные Правила.
Какие изменения должны произойти?
Согласно действующей редакции авиационных правил от 2005 года необходимо получить два разрешения на выполнение полетов - от Госавиаслужбы и от "Украэроцентра". С принятием новой редакции пилотам достаточно подать одну заявку на выполнение полета - в "Украэроцентр".
Таким образом, упрощаются процедуры для законопослушных пилотов, выполняющих полеты при наличии всех бортовых документов, что положительно влияет на развитие авиации, в частности авиации общего назначения. Таким образом, Украина станет более привлекательной страной для иностранных владельцев самолетов. Качественное обновление регуляторных норм для авиации, в частности, предусмотрено в рамках евроинтеграционных процессов. Украина должна имплементировать законодательство Европейского Союза в области авиации – речь идет о внедрении правил, сертификатов и регламентов ЕС.
Также Государственная авиационная служба Украины разрабатывает новую редакцию положений Организация воздушного движения в контролируемом воздушном пространстве (в Украине действует действующая редакция, утвержденная Кабинетом Министров Украины 6 декабря 2017 года). Этот документ должен коррелироваться с Doc 4444 – Международными правилами аэронавигационного обслуживания, утвержденными Международной организацией гражданской авиации, действующей с 2016 года. В документе, в частности, будет прописано, что в контролируемом воздушном пространстве можно будет общаться исключительно на английском языке, а в неконтролируемом – на английском и украинском. Представители украинской авиации должны поспешить в подготовке к таким изменениям.
Авиация общего назначения
К авиации общего назначения относят воздушные суда взлетной массой до 5700 кг. В Украине насчитывается 38 аэродромов, 475 самолетов и 994 пилотов АОН. Этот показатель недостаточен для государства с такой площадью и количеством населения, как в Украине. Но последние два года в стране отмечается положительная тенденция – количество выданных свидетельств частного пилота выросло в 3 раза, а количество полетов в 1,5 раза. В авиашколах учатся более 500 новых пилотов.
Недавно, в ноябре 2021 года, на форуме "Большая стройка: Авиация. Туризм" были представлены планы Министерства для развития авиации. Речь идет о либерализации регуляторных процессов, восстановлении взлетно-посадочных полос и аэродромов, привлечении инвестиций в отрасль, в частности в рамках государственно-частного партнерства. Также:
2 октября 2021 г. во время совместного саммита Украина и Европейский Союз подписали соглашение об Совместном авиационном пространстве, более известное как соглашение об "открытом небе"или авиабезвизе;
27 января 2022 года Верховная Рада приняла "Проект Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по усовершенствованию порядка разработки, принятия и внедрения авиационных правил Украины" № 3683, предусматривающий адаптацию Авиационных правил Украины к стандартам Евросоюза. 2 февраля 2022 г. Закон был направлен на подпись Президенту.
При разработке документа были учтены замечания участников рынка авиации и общественных объединений. Над проектом правил работали также представители Общественного совета при ГАСУ, в том числе известные авиаконструкторы и пилоты.
Выводы:
- Благодаря новым Правилам, Украина станет более привлекательной страной в области авиации общего назначения. Бюрократические препятствия останутся в прошлом, и у нашей страны будет больший туристический потенциал.
- Украинское законодательство в сфере гражданской авиации находится на стадии реформирования и усовершенствования, целью которых в области либерализации воздушных перевозок является создание условий, при которых воздушный транспорт сможет развиваться стабильным образом, не снижая уровень безопасности полетов и авиационной безопасности. Процесс согласования национальных и общеевропейских стандартов и норм длительный, требует значительных усилий и большого количества мер со стороны государства. Он проявляется как в положительных, так и негативных последствиях, требующих тщательного рассмотрения и анализа.
- С целью приведения национального законодательства в соответствие к требованиям ЕС важно ускорение процесса принятия ряда законодательных актов, в частности, в сфере совершенствования управления воздушным пространством в Украине, внедрения системы охраны окружающей среды, совершенствования законодательного урегулирования в сфере беспилотных воздушных судов гражданской авиации и т.д.
- Открытых для решения вопросов и несоответствий – множество. Мы пользуемся многими правилами со времен переходного периода Советского Союза в независимую Украину. Главные вопросы касаются использования воздушного пространства и обслуживания воздушных судов. Таким образом, мы становимся ближе к Европе. ГАСУ утверждает, что скоро произойдет ощутимое изменение в авиации.
- Одной из важных проблем являются горюче-смазочные материалы и налогообложение. Люди за свой счет создают элементы транспортной инфраструктуры Украины — взлетно посадочные площадки, а затем государство заставляет их платить устрашающие налоги на землю. На сегодняшний день в авиационном топливе присутствует акциз — налог за пользование автомобильными дорогами. Конечно, самолеты не используют автомобильные дороги, но авиация не использует свое горючее для передвижения автомобильными путями.