«Авиация Украины», проигнорировав договоренности Минпромполитики, предпочла сотрудничество с малоизвестной австрийской компанией, вместо европейского концерна EADS - одного из крупнейших производителей самолетов в мире.
В ближайшее время Государственный авиастроительный концерн "Авиация Украины", Объединенная авиастроительная корпорация (Россия) и австрийская компания Luftfahrttechnik - Projektentwicklungs GmbH намерены провести в Киеве трехстороннюю встречу по вопросам модернизации самолетов Ан-124-100.
Австрийский партнер называет этот проект «Ан-124-Х», что более полно отражает суть такого сотрудничества. Ведь предложенная программа с малоизвестной фирмой из Австрии действительно ставит крест на переговорах Украины по этой же теме с европейским концерном EADS.
Меморандум о взаимопонимании между Украиной и EADS по сотрудничеству в авиастроении и другим направлениям подписан 13 июня 2005 года в рамках визита во Францию премьер-министра Юлии Тимошенко. Тогда министр промышленной политики Владимир Шандра не без гордости отмечал, что это первый документ такого рода для Украины.
Выбор был понятен. В соответствии с общим курсом государства на евроинтеграцию, министерство проводит политику развития сотрудничества с наиболее мощными и авторитетными европейскими промышленными структурами. Одной из таких, без сомнения, является EADS, который занимает второе место в мире по объему реализации продукции аэрокосмического сектора.
С конца 2006 г. Минпромполитики и EADS готовили более детальный документ, предусматривающий участие европейских специалистов в программах Ан-124 и Ан-148. Речь идет о помощи Украине при валидации Ан-148 по европейским нормам летной годности и в дальнейшей модернизации «Руслана» для обеспечения соответствия этого уникального самолета всем современным и перспективным европейским требованиям.
В настоящий момент документ полностью согласован и подготовлен к подписанию.
Можно предположить, вряд ли в EADS в восторге от “многовекторности” украинских партнеров. В начале октября, глава концерна «Авиация Украины» Олег Шевченко, объявил на весь мир о реализации проекта на 700 млн. евро по модернизации Ан-124 с Luftfahrttechnik - Projektentwicklungs GmbH.
Ну откуда европейцам знать, что после создания ГАК «Авиация Украины» практически все принципиальные решения в авиастроении принимаются «через голову» министра промышленной политики Анатолия Головко. В Украине и России тоже удивились привлечению неизвестных австрийцев вместо известного и именитого производителя самолетов в ЕС.
А.Головко уже высказал свои сомнения в целесообразности сотрудничества с австрийской фирмой, являющейся, по сути, инвестиционным фондом. Тогда как EADS обладает высококлассными техническими специалистами, которые более полезны при модернизации Ан-124. В общем, подобные «шаги» руководства «Авиации Украины» могут сильно навредить возможному стратегическому сотрудничеству Украины с EADS. Ну а европейскому концерну, похоже, пока приходится только ждать, пока будет создано новое правительство и станет понятно, кто будет определять промышленную политику, чтобы реализовать, достигнутые почти 2,5 года назад сторонами договоренности.
Обещания инвестировать в выпуск модернизированных «Ан-124-Х» 700 млн. евро удивляют своим непрофессионализмом. Ни одна уважающая себя инвестиционная компания не будет делать таких заявлений до подготовки бизнес-плана.
Кроме того, вряд ли эти средства предназначены для создания рабочих мест в Украине. Тем более, что австрийская пресса пишет только о 400 млн. евро и то для организации производственных мощностей у себя в стране. Похоже, оставшиеся 300 млн. евро для возобновления выпуска Ан-124 на «Авианте» украинцам надо будет искать самим.
Объявленный объем «переоборудования» в Австрии изготовленных в Киеве новых (!!!) самолетов Ан-124 называется в 30-50 единиц в год, что весьма преувеличенно или является лишь «больной» фантазией далеких от авиастроения людей. Для примера, Киевский завод «Авиант» собрал за все годы только 18 авиамашин Ан-124, а всего их выпущено в СССР порядка 60.
Никто не отрицает проблему устаревшего оборудования для Ан-124, которое порой уже даже не выпускается. Но всем понятно, что для его замены на более современное не стоит возить самолеты в Австрию. Легче привезти приборы в Украину, или найти замену тем, которые по каким-либо соображениям запрещены к поставке в страны СНГ.
Подписание меморандума с Luftfahrttechnik - Projektentwicklungs GmbH. прямо противоречит договоренностям о возобновлении производства Ан-124 с Россией, у которой находятся основные мощности по производству этого самолета. Похоже, россияне не настроены на прямую конфронтацию. Видимо, они попытаются мирно пояснить “Авиации Украины”, что не стоит выбирать партнером в многомиллионном проекте фирму, у которой даже сайта в Интернет нет, а все упоминания связаны с совместной пресс-конференцией с украинцами.
Если же киевские партнеры продолжат “упрямиться”, пытаясь удовлетворить свои личные амбиции, то перспективное сотрудничество с Россией по программе возобновления производства Ан-124, о котором так громко заявляли накануне выборов на выставке МАКС-2007, может быть сорвано. А это потери контрактов для нескольких десятков украинских предприятий.
Николай Задорожный
2.11.2007, Вечерние вести
Источник: www.ugmk.info