Реализация крупнейшего проекта отечественного авиапрома под угрозой срыва.
Кабинет Министров Украины потребовал от генерального конструктора Авиационного научно-технического комплекса им. Антонова (Киев) Дмитрия Кивы предоставить документацию и отчеты для комплексной проверки. Ранее АНТКУ отказывался это делать. Настойчивость правительства связана со срывом сроков реализации самого перспективного проекта АНТК — серийного производства самолета Ан-148.
Согласно выводам правительственного комитета, сейчас отставание составляет не менее 3-4 месяцев. К тому же из бюджета в 2007 году на удешевление кредитов для авиастроения выделено 283 миллиона гривен. Еще около 1 миллиарда гривен государственных ассигнований предусмотрено для финансирования инвестиционных проектов в авиационной отрасли. «Выделяя такие средства, государство имеет право требовать их отдачи», — сказал Николай Азаров.
Кооперация под угрозой
Ранее Кабмин получил от руководства Минпромполитики распоряжение уволить Дмитрия Киву по результатам проверки Главного контрольно-ревизионного управления деятельности АНТК им. Антонова в 2005-2007 годах. ГлавКРУ утверждает, что в деятельности предприятия обнаружены серьезные нарушения. Глава Минпромполитики Анатолий Головко говорит, что данное поручение невыполнимо из-за судебного запрета увольнять Дмитрия Киву. Речь идет об определении Голосеевского суда Киева, вынесенном по иску трудового коллектива АНТК.
Ключевым пунктом в позиции украинского правительства по самолету Ан-148 является кооперация с Россией при условии, что самолет должен производиться на территории Украины. Российская компания «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК), по словам ее президента Алексея Федорова, нацелена на самое тесное и активное сотрудничество с государственным концерном «Авиация Украины» вплоть до объединения в одну компанию. Самым эффективным проектом россияне считают Ан-148. По этому проекту на прошлой неделе был подписан контракт между Киевским авиационным заводом «Авиант» и «Воронежским акционерным самолетостроительным обществом» («ВАСО») на поставку агрегатов для Ан-148, собираемых на мощностях в Воронеже.
Согласно условиям кооперации, украинское предприятие должно поставить на завод «ВАСО» комплекты для производства 4 машин Ан-148 в 2008 году, 12 — в 2009-м, 18 — в 2010-м, 26 — в 2011-м и 36 в год с 2012-го.
По оценкам экспертов, доля украинских комплектующих составит до 45-50%. При стоимости самолета в 22 миллиона долларов украинские предприятия получат заказы примерно на 10 миллионов долларов на каждой машине. Как сообщил источник в «ВАСО», Дмитрий Кива не принял участия в этих переговорах, так как находился на больничном. При этом именно действия главы АНТК привели к проблеме на переговорах, связанной с передачей россиянам технической документации по Ан-148. На разработку документации было израсходовано около 110 миллионов долларов, а передана она «ВАСО» за сумму 28 тысяч долларов.
В украинском правительстве считают, что заключение указанной сделки не в компетенции Дмитрия Кивы. «Мы выделяли огромные деньги на эту разработку — на освоение серийного производства, и мы рассчитывали, что Ан-148 пойдет в серию на наших заводах. Потому нам не совсем понравились те соглашения», — заявил Николай Азаров.
Поздний старт — потеря рынка
В то же время до сих пор не завершена процедура международной сертификации Ан-148, что является задачей АНТК. Без одобрения сертификата самолета Европейским агентством авиационной безопасности (ЕАSA) нельзя начать серийное производство Ан-148 для мирового рынка. Первоначально намеченные сроки сертификации превышены более чем на год. Ранее планировалось, что выпуск АН-148 начнется в 2006 году. Теперь же заказчики получат самолет украинского производства в 2008 году, тогда же, когда он будет собран и в России. Хотя ранее «ВАСО» планировало поставить первые машины заказчикам к концу этого года.
Затягивание с выходом в серийное производство Ан-148 может привести к тому, что отечественные производители самолетов не получат выход на рынок средних региональных самолетов.
Сейчас в России завершается разработка конкурента Ан-148 — самолета Sukhoi Superjet 100 (SSJ). Раньше планировалось, что Ан-148 выйдет в серию на два года раньше SSJ. Теперь же эти машины могут появиться на рынке одновременно. В такой ситуации русские вряд ли позволят Ан-148 потеснить их собственный проект на своем внутреннем рынке. Весь мировой рынок региональных самолетов на ближайшие 20 лет российская компания «Сухой» оценивает в 5700 единиц.
Валерий Нестеров
Источник: delo.ua