k: С предприятиями, входящими в концерн «Авиация Украины», связан ряд громких скандалов и судебных разбирательств. С июля АНТК им. Антонова опротестовывает акт проверки ГлавКРУ в судах, предъявляются претензии относительно передачи техдокументации самолета Ан-148 на ВАСО. Как вы относитесь ко всем этим фактам?
О.Ш.: Из десяти предприятий концерна шумиха сейчас вокруг одного — АНТК им. Антонова. Передача документации на Ан-148 состоялась еще при генеральном конструкторе Петре Балабуеве (КРУ предъявляет претензии к стоимости контракта по передаче документации по самолету Ан-148 на Воронежском авиастроительном объединении (ВАСО). — Ред.). Передача документации осуществлялась в соответствии с уже определенными зонами ответственности предприятий, участвующих в строительстве этого самолета, и полностью законна. Российская и украинская стороны четко знают, кто что производит. Относительно уголовных дел по Харьковскому авиазаводу или по АНТК им. Антонова — это вопрос к правоохранительным органам.
k: Возбуждено ли уголовное дело, связанное с деятельностью АНТК?
О.Ш.: Да, но это дело правоохранительных органов. По результатам проверки свои выводы сделало КРУ. АНТК вправе оспаривать акт в суде. А мы свой аудит концерна только начинаем. Я сегодня еще не готов обсуждать данную тему, пока это преждевременно.
k: Концерн уже определился по формату работы с австрийской Luftfahrttechnik в связи с их привлечением к проекту восстановления производства Ан-124?
О.Ш.: Я обсуждал этот проект с президентом «Объединенной авиастроительной корпорации» Алексеем Федоровым, мы получили полную поддержку со стороны России. Договорились создать рабочую группу, которая продолжит переговоры с австрийской стороной.
k: Почему переговоры в Австрии проходили без участия разработчика Ан-124 АНТК им. Антонова?
О.Ш.: Разработчик самолета отказался лететь с нами в последний момент.
k: «Авиация Украины» уже определилась с производственными планами предприятий, входящих в состав концерна?
О.Ш.: В следующем году планируется сборка четырех Ан-148, а в 2009 — 12. Все в сотрудничестве с Воронежем. По контракту с «Лизингтехтрансом» «Авиантом» уже получено около 60% средств, и они полностью освоены. Сейчас цикл постройки Ан-148 — год и семь месяцев. Самолеты строятся с почти годичным опережением графика. Мы должны передать их к концу 2009 года, а фактически первый Ан-148 передается на летные испытания в этом году, второй — в первом квартале 2008 года. Это произошло благодаря тому, что мы не сидели, надеясь на госзаказ, а брали кредиты, вкладывали свои оборотные средства. Сейчас производственный задел — шесть Ан-148. Чтобы собрать четыре Ан-148 в 2008 году, уже сейчас мы должны оплатить «железо» на 12 машин. А для постройки 12 единиц создать задел на 36. Тогда ситуация выравнивается, и мы выходим на план по самолету в месяц. По контракту с Казахстаном темпы постройки самолета в четыре раза превышают сумму предоплаты. По мере перечисления средств заказчик получит машину.
В сборочном цехе «Авианта» находятся два Ан-32 для МЧС Украины. До Нового года они будут переданы министерству, в январе следующего года — еще два. И эти самолеты мы передадим с опережением утвержденных сроков.
k: Как вы оцениваете ситуацию на второй производственной площадке — ХГАПП?
О.Ш.: Главное — там погашена крупная задолженность по зарплате. На самолеты харьковского завода есть спрос. Задачей является выпуск как минимум шести Ан-74 в следующем году. А вообще на 30 «семьдесятчетверок» уже есть заказчик. Все зависит от того, когда мы сможем стабилизировать экономическую ситуацию на ХГАПП и начать выпуск самолета (в 2006–2007 годах ХГАПП не передал заказчику ни одного самолета. — Ред.). Возобновлен контракт с Ираном, завод получил первые деньги за поставки самолетокомплектов Ан-140. Надеемся, что еще два Ан-140 будут куплены за счет средств украинского бюджета.
k: В 2005 году после катастрофы Ан-140 в Азербайджане был приостановлен контракт ХГАПП с АЗАЛом на поставку четырех самолетов. Будет ли выполнен этот контракт?
О.Ш.: Нужно быть реалистами. К сожалению, контракта не будет. Сегодня мы ведем переговоры о реализации Ан-140, не переданного концерну. Также ведутся переговоры с АЗАЛом о покупке самолета, эксплуатация которого была остановлена. Желающих купить много, это российские авиакомпании.
k: В проекте госбюджета на следующий год заложена рекордная сумма на развитие авиапрома — 1,7 млрд. грн. На какие цели планируется ее использовать?
О.Ш.: Самое главное — модернизация предприятий. В первую очередь необходимо обновить станочный парк ЗМКБ «Прогресс». Требуется модернизация харьковского и киевского авиационных заводов, ФЭДа, в общем, всей нашей отрасли. Также планируется закупка украинских самолетов по лизинговой схеме.
Беседовала Наталия Печорина
Источник: Комментарии