10.08.06 

Государственный департамент США вчера заявил о том, что не собирается досрочно отменять санкции, введенные на два года против семи компаний из четырех стран мира, включая российские ФГУП «Рособоронэкспорт» и АХК «Сухой». Обеим инкриминируется нарушение внутреннего американского закона «О нераспространении в отношении Ирана» 2000 года. Россияне якобы замечены в причастности к поставкам в Иран оборудования и технологий, которые потенциально могли внести «вклад в разработку оружия массового уничтожения, крылатых и баллистических ракет».

Нарушение молчания госдепа после 28 июля, когда было объявлено о введении санкций, объясняется, видимо, недавним заявлением главы «Рособоронэкспорта» Сергея Чемезова. Он выразил уверенность в том, что госдепартамент США скорее всего пересмотрит собственное решение. И пояснил причину такой уверенности: у американцев изначально не было никаких оснований для введения подобных санкций, и действия госдепа можно квалифицировать как недобросовестную конкуренцию. Подобную уверенность в досрочном прекращении санкций высказывали и в руководстве АХК «Сухой».

Обозначенная вчера позиция госдепа ясна: если иностранные компании нарушают законы США, против них вводятся санкции в соответствии с американскими законами. Официальный представитель госдепартамента Шон Маккормак призвал не усматривать в таких действиях какой-либо заговор против ведущих российских фирм. Так же госдеп поступает и с американскими фирмами. Сегодня в черном списке США 33 иностранные компании.

«Досрочно отменить санкции может только госсекретарь, но пока у нас нет данных, что Кондолиза Райс собирается это сделать», -- заявил вчера г-н Маккормак. Правда, американцы еще сами полностью не разобрались в сути санкций. Например, подпадают ли под них частные компании. Пока ясно одно: многое в частном секторе зависит от юристов. Относится данное положение и к одной из ключевых структур скандала -- авиастроительному гиганту Boeing. И представитель этой компании в России, и тамошний пресс-секретарь уверены, что санкции вряд ли скажутся на реализации совместного с компанией «Сухой» проекта регионального самолета Sukhoi Superjet-100 (проект в целом называется RRJ), поскольку Boeing выступает в этом проекте лишь в качестве консультанта. В то же время глава «Рособоронэкспорта» (поставщика импортного оборудования в этом проекте) Сергей Чемезов высказал опасение по поводу безоблачности проекта. Все теперь с надеждой смотрят на работающую без отдыха группу американских юристов, защищающих интересы компании Boeing. Официальное их заключение ожидается уже на этой неделе.

Есть все основания полагать, что и американцы, и россияне будут отчаянно воевать против наложенных на их совместную работу запретов, ведь масштабы проекта сулят партнерам хорошие дивиденды. Объем рынка региональных самолетов просчитан до 2023 года и оценивается в 5,4--5,6 тыс. бортов. «Цена вопроса» -- около 100 млрд долл. Самые скромные планы АХК «Сухой» -- собрать не менее 700 таких машин: 35% из них может быть продано в США и Канаду, четверть -- в Европу, 10% -- в Латинскую Америку и 7% -- в Россию и Китай. Семейство региональных самолетов RRJ будет представлено моделями RRJ-60, RRJ-75, RRJ-95 (цифра говорит о количестве пассажиров), у каждой из которых будет по две модификации в зависимости от дальности полета. На ноябрь этого года спланирован первый полет Sukhoi Superjet-100, начало эксплуатации -- на конец 2007 -- начало 2008 года. Цена одного самолета составит порядка 25 млн долларов.

Еще одним фигурантом скандала выступает крупнейший в мире производитель титана -- ОАО «Корпорация ВСМПО-Ависма». В новейшей продукции корпорации Boeing все больше деталей из титана, поставляемых этой российской компанией. На авиасалоне в Фарнборо в июле этого года Boeing подписал с Комсомольским-на-Амуре производственным объединением (КнААПО), которое входит в АХК «Сухой», меморандум, в соответствии с которым КнААПО станет поставщиком готовых деталей для гражданских самолетов американской корпорации. Возможности КнААПО по обработке титана, сказали в Лондоне американцы, внушают им оптимизм. В перспективе предполагался долгосрочный многомиллионный контракт.

Вообще Boeing пустил в России прочные корни. Общая стоимость контрактов корпорации в России в 1991--2005 годах -- 2,5 млрд долл. Планируемые инвестиции на следующие 30 лет -- 27 млрд долл., из них львиная доля -- 18 млрд -- пойдет на закупку изделий из титана. Сегодня около 30% титана, используемого в производстве лайнеров, подразделение «Боинг -- гражданские самолеты» закупает у Верхне-Салдинского металлургического производственного объединения, больше известного как ВСМПО. К этой компании присоединился титано-магниевый комбинат «Ависма». В апреле 2006 года между Boeing и ВСМПО был подписан меморандум о создании совместного предприятия по механической обработке титановых штамповок для самолетов «Боинг-787», чистовая обработка предполагается на заводе Boeing в Портланде, штат Орегон.

Сегодня сложно говорить, насколько эти планы осуществятся. Причем «крен» может быть как в сторону уменьшения, так и увеличения. Дело в том, что помимо политической воли госдепа дает о себе знать и несогласованность действий в высших эшелонах власти США. Сенат США вместе с бюджетом военного ведомства на 2007 год одобрил изменения к так называемым «поправкам Берри», принятым еще в далеком 1941 году. Их суть -- в оборонных программах США могут использоваться спецметаллы, произведенные только на внутреннем рынке страны. Свежепринятые «поправки к поправкам» отменяют обязательную отчетность компаний -- поставщиков Пентагона о том, откуда поставлены мелкие детали для их производств.

Главы лидирующих в титановой отрасли американских компаний тут же забили во все колокола, увидев в действиях сената угрозу национальной безопасности. По их убеждению, решение сената приведет к тому, что производство титана для оборонной промышленности США будет полностью у России -- из-за громадной разницы цен титан вообще перестанут закупать на внутреннем рынке. Если «Рособоронэкспорт» купит (а сомнений в этом нет) блокирующий пакет акций ОАО «Корпорация ВСМПО-Ависма», некоторые рычаги управления американской экономикой окажутся у российского госпосредника в торговле оружием. Американские производители титана открыто говорят, что Пентагон не сможет строить военные самолеты без разрешения Кремля. Более того, у России будет информация о каждой детали, качестве и количестве титана, которые министерство обороны США захочет приобрести.

Ситуация с санкциями, поначалу выглядевшая больше как политическая и даже дипломатическая акция, постепенно перетекает в военно-промышленную плоскость.