Контракт о сотрудничестве Харьковского авиазавода с иранским самолетостроительным предприятием HESA был подписан еще в 1995 г. За это время сотрудничество между предприятиями развивалось по-разному. Были моменты интенсивных контактов, но были и периоды затишья. Менялись президенты государств, сменилось несколько раз и руководство на обоих предприятиях, была и эта страшная трагедия. Но, похоже, прагматичность берет верх: ХАЗу нужны заказы, а иранской стороне – региональные турбовинтовые самолеты, в освоение сборки которых вложено немало средств. И вот на авиасалоне МАКС-2007 была достигнута договоренность, что сотрудничество выходит на новый уровень. Теперь в Исфахане будут собирать улучшенную модификацию лайнера – Ан-140-100.
Как рассказал «24» источник на ХАЗе, в HESA было отправлено восемь самолетокомплектов, четыре самолета уже летают на иранских авиалиниях, а четыре – на сборке. Иранская сторона подготовила своих авиаспециалистов, присутствие же наших спецов ограничено работой в представительстве. Только в исключительных случаях HESA приглашает наших инженеров, так как «научились считать деньги и понимают, что украинцам надо хорошо платить».
По условиям дополнительного соглашения к контракту в 2010 г. Харьков доведет поставку комплектов самолета Ан-140-100 до 16 единиц. Доставлять агрегаты и узлы в Иран, как и прежде, будут автомобильным транспортом, а крупные детали – транспортным самолетом Ан-22. Именно на «Антее» отправлен на днях в Исфахан очередной, уже девятый фюзеляж.
Источник уточнил, что пересмотрена и ценовая политика. Если несколько лет назад шел разговор о том, что на всех трех сборочных площадках (Харьков, Исфахан и Самара) «сто сороковой» будут продавать по единой цене – $8,5 млн., то теперь «каждое предприятие самостоятельно занимается маркетинговой политикой и продажей». Напомним, во время проектирования стоимость самолета была в пределах $5,5 млн. Нынешняя базовая цена самолета Ан-140-100 – около $15 млн.
Правда, украинские авиа-компании не покупают этот самолет ни по старой, ни по новой цене. На вопрос, когда же Ан-140 пойдет на внутренний рынок, на ХАЗе отвечают: «Вопрос не по адресу». И советуют обратиться в Минпромполитики или Минтранс.
Виталий Булат
Источник: 24.ua