28.12.07 

Президент 'Международных авиалиний Украины' Юрий Мирошников говорит, что по итогам 2007 года его предприятие увеличило объемы перевозок более чем на 40%. При этом рентабельность компании составила 3%.

- Юрий, недавно появились заявления украинских должностных лиц, что скоро Украина присоединится к программе 'Единое небо'. Что она принесет Украине?

- Речь идет о присоединении Украины к Единому европейскому авиационному пространству. Это означает снятие каких-либо режимов межгосударственного регулирования авиаперевозок. То есть полную коммерческую свободу действий для субъектов авиационного транспорта. Официальные переговоры начались 3 декабря.

В первую очередь не будет ограничений на количество перевозчиков, частоту рейсов и географию полетов между странами ЕС и Украиной. Завершающим этапом станет отмена каких-либо ограничений для европейских авиакомпаний на выполнение внутренних рейсов по Украине.

- Но ведь и отечественные перевозчики смогут осуществлять такие перелеты уже не из Украины, а 'внутри' и 'между' странами ЕС.

- Теоретически украинские перевозчики приобретают такие же права, но на сегодняшний день масштаб деятельности большинства украинских авиакомпаний, их техническая оснащенность не позволяют реально конкурировать на равных с европейскими.

- Сколько, по вашему мнению, времени понадобится Украине, чтобы подготовиться к присоединению к Единому европейскому авиационному пространству?

- Если наш рынок будет развиваться такими темпами, как сейчас (а это 16-18% роста в год), то можно говорить о готовности Украины через 5-8 лет - когда по своим масштабам украинский рынок будет в состоянии генерировать такие потоки пассажиров, которые оправдают необходимость либерализации. За это же время, наверное, произойдет реальное, а не декларативное облегчение визовых формальностей для украинцев - это фактор, непосредственно влияющий на пассажиропотоки.

- Приход европейских авиакомпаний существенно усилит конкуренцию?

- Конкуренция будет более хаотичной и гораздо более жесткой, чем сейчас. Общая проблема украинских авиакомпаний в том, что современная отечественная авиация поздно 'родилась'. Европа опережает нас лет на 30-40. Авиакомпаний там гораздо больше, чем у нас, они экономически мощнее, имеют богатый опыт, доступ к дешевому финансированию и несоизмеримые с украинскими пассажирообороты. Потому конкуренция с ними будет еще и неравной.

Возможно, в итоге на рынке Украины останутся работать 3-4 серьезных игрока и 20-30 более мелких компаний, специализирующихся на определенных сегментах рынка - чартерах, грузах, региональных рейсах, бизнес-авиации.

- Насколько реален приход в страну в ближайшем будущем авиакомпаний-дискаунтеров? Как это повлияет на стоимость авиабилетов на внутренних рейсах, ведь цена на авиаперелет между странами ЕС часто не превышает 30-40 долларов?

- Сейчас билеты на внутренние рейсы украинских авиакомпаний стоят не намного дороже, а иногда и дешевле, чем стоимость перелета на борту дискаунтера. Уже сегодня ничто не мешает любому из дискаунтеров свободно летать на одном из разрешенных международных маршрутов в Украину, но нужно понимать, что эти компании далеко не все свои билеты продают по цене 20-30 долларов. На маршруте из Жироны (дешевый аэропорт в 100 км от Барселоны) в Лондон или Дублин крупнейший европейский дискаунтер Ryanair в популярный день - субботу - предлагает перелет в одну сторону за 193 евро, в воскресенье - 190 и только в непопулярный день - среду - 45 евро. Это конкретный пример из личного опыта.

- Итальянская авиакомпания Alitalia в этом году имела проблемы с получением разрешения на ночную стоянку самолетов в аэропорту 'Борисполь', после чего итальянские власти запретили 'МАУ' все полеты в Италию. Почему в этом конфликте пострадала ваша компания?

- Я так до сих пор и не могу понять, почему так произошло и 'МАУ' было запрещено летать в Италию. Alitalia никто не запрещал полеты в 'Борисполь'. Просто еще весной 2007 года авиавласти Украины изменили навигационные правила. И для того чтобы самолеты итальянской компании могли ночевать в 'Борисполе', нужно было подписать соответствующий протокол, о чем Alitalia предупреждали на протяжении весны-лета 2007 года, но она это предупреждение игнорировала. В результате ей не утвердили разрешение на ночную стоянку в аэропорту и Alitalia было разрешено летать только днем. При этом 'МАУ' запретили полеты в Италию вообще, а другим итальянским и украинским авиакомпаниям полеты были разрешены. Вот такую несправедливую позицию заняли итальянские власти.

В конце концов переговоры состоялись, и было принято компромиссное решение. На данный момент все летают. Alitalia временно до конца марта разрешили выполнять полеты с ночевкой в 'Борисполе'.

- 61,6% акций компании принадлежат государству и управляются Фондом госимущества. Насколько высока вероятность того, что госпакет акций 'МАУ' будет продан?

- Думаю, что в перспективе для государства эффективно владеть пакетом акций авиакомпании на уровне 25-33%. Сегодня же доля от 41 до 66% является наиболее оптимальной для защиты интересов государства в авиакомпании.

- Скажите, как меняется стоимость перелетов с изменением цены на авиатопливо?

- Стоимость авиатоплива в себестоимости перевозок превысила 30%. 10% роста цены на топливо влекут за собой рост себестоимости полета на 3%. Несколько лет назад, когда начался беспрецедентный рост цен на топливо, мы вынуждены были ввести 'топливную надбавку'. Сейчас мы ее повысили на 1-2 доллара в зависимости от протяженности маршрута. Это при том, что цена на топливо повысилась с 602 долларов за тонну керосина в 'Борисполе' в ноябре 2006 года до 983 долларов в декабре текущего года.

При этом цена на топливо в Украине растет опережающими темпами. За год амстердамская цена керосина увеличилась на 308 долларов, а бориспольская - на 381 доллар. Откуда разница в 70 долларов? Ведь рыночные цены на нефть в нашем глобализированном мире одинаковы и публичны: К этому добавляется искусственно созданная проблема невозврата НДС, а это еще 20%.

- В начале года Госавиаслужба обязала авиакомпании заключить долгосрочные договоры с поставщиками авиатоплива и согласовать фиксированные цены на него. Почему договоренность так и не была достигнута и на какой стадии сейчас находятся переговоры?

- Топливозаправочные компании не смогли заключить с нами долгосрочные договоры, ссылаясь на нестабильность условий поставки топлива от поставщиков. Сейчас переговоры не ведутся. Мы работаем по контрактам, которые заключаются ежемесячно, хотя раньше формула расчета цены на топливо, привязанная к мировым ценам, устанавливалась на год вперед.

Посмотрите, что творится с 'Укртатнафтой', с заводом в Кременчуге. Мы можем оказаться вообще без авиационного керосина. В октябре-ноябре стоял вопрос не о цене, а о наличии керосина в аэропорту 'Борисполь'. Его могло вообще не быть.

- У вас полтора десятка самолетов. Почему вы берете их в лизинг, а не покупаете?

- На сегодняшний момент самолеты 'Боинг-737' невыгодно покупать - лучше брать в лизинг. Выгодно покупать, если есть доступ к дешевым финансам. А у нас в стране стоимость денег в 2-2,5 раза выше, чем у наших западноевропейских конкурентов. В лизинг мы берем, как правило, на 5 лет. Иногда, если самолет хороший, можем говорить и о 10-летнем сроке лизинга.

- Это новые самолеты?

- Нет. Мы берем самолеты классического поколения. А так как они уже не выпускаются, то таких новых самолетов сейчас на мировом рынке просто нет.

- Какие новые маршруты вы планируете в ближайшем будущем открыть?

- Нас интересуют практически все страны восточных регионов. Из Украины у нас значительно меньше маршрутов на Восток, чем на Запад. В западном направлении мы летаем по 3-4 рейса в день вместе с нашими партнерами, а в восточном - 3-4 рейса в неделю, и маршрутов гораздо меньше.

- Сколько стоит один чартерный рейс вашей авиакомпании?

- 25-30 тысяч долларов, а может - и 50-60 тысяч. Это зависит от расстояния, стоимости обслуживания в аэропортах и стоимости пролета над территорией.

- Чартеры заказывают только туристические компании?

- Нет. Недавно одна корпорация заказала рейс на свою вечеринку. Мы отвезли 150 человек из Киева в Египет, постояли там 6 часов, люди отдохнули, после чего вернулись назад в Киев. Когда-то у нас был заказан чартерный рейс Киев - Лондон - Киев, который вез одного пассажира туда и обратно. Пассажир сопровождал груз. Груз был легким, но, наверное, очень ценным.

- Сегодня многие авиакомпании Украины высказали обеспокоенность возможностью включения всех украинских компаний в черный список, составляемый Евросоюзом. Что это за список?

- Список формируется на основании регулярных инспекций самолетов авиакомпаний тех стран, которые не являются членами ЕС. Если комиссия обнаружит нарушения на этих самолетах, она передает свои замечания авиакомпании. Если та на них не реагирует, то рискует попасть в черный список.

Если от какой-то конкретной страны в черный список попадает одна авиакомпания, то это воспринимается как случайность, а если 2-3 - как закономерность. И тогда уже европейские власти ставят под вопрос соответствие стандартам качества и безопасности полетов всех авиакомпаний данной страны. Случается, что Еврокомиссия заносит все авиакомпании конкретного государства в черный список. Так произошло с Индонезией, Киргизией, а также с некоторыми странами Африки.

Подобные проблемы были и в России, но россияне договорились с европейскими властями, что самостоятельно будут запрещать некоторым своим компаниям полеты в ЕС, не дожидаясь их включения в черный список. Из Украины, к сожалению, уже две авиакомпании есть в этом списке - одна грузовая и одна пассажирская.

- Скажите, с каким уровнем рентабельности работают 'МАУ'?

- На протяжении последних 8 лет мы работаем в плюс, то есть последний убыточный год у нас был в прошлом веке. Рентабельность достигает 3%. Сейчас идет положительный цикл развития всей отрасли. Она вышла из периода глобальных убытков, прошла через точку безубыточности и сегодня выходит не некую точку рентабельности.

За рубежом ведущие компании имеют, как правило, такой же уровень рентабельности, хотя у некоторых перевозчиков она иногда достигает 10%.

- Ваша компания заявляла, что по итогам 2007 года намерена увеличить авиаперевозки на 20% - до 1,2 миллиона пассажиров. Достигли этих результатов?

- Наш прирост в этом году составил 41-42%, и мы рассчитываем по итогам года перевезти около 1,5 миллиона пассажиров.

Алексей Мужчина, Газета "ДЕЛО", 19 декабря 2007 года

Источник: delo.ua