23.01.08 
Минтранс собирается повысить аэропортовые сборы в девяти региональных аэропортах. По разным позициям они вырастут на 25-40%, а по некоторым — в 1,5 раза. Существенно увеличить заработки при этом смогут только аэропорты с большим пассажирооборотом, а небольшие предприятия потеряют возможность привлекать low-cost компании. Больше всех проиграет пассажир, на которого авиакомпании обещают переложить все дополнительные расходы.

На сайте министерства вчера появился проект приказа, согласно которому ставки аэропортовых сборов должны вырасти в аэропортах Донецка, Львова, Одессы, Харькова, Симферополя, Луганска, Запорожья, Мариуполя и Черновцов. В объяснительной записке к документу говорится, что такие меры «позволят аэропортам компенсировать затраты на предоставляемые пассажирам и авиакомпаниям услуги, помогут получить дополнительные доходы и направить их на развитие инфраструктуры».

Повышение коснется ставок на все аэропортовые услуги: обслуживание взлета-посадки воздушных судов, обеспечение авиабезопасности и сверхнормативной стоянки самолетов, обслуживание пассажиров на аэровокзале. Последняя услуга считается заботой пассажира, поэтому данный сбор не закладывается в фиксированный тариф и оплачивается отдельно. Все остальные затраты на аэропортовые услуги несет на себе авиакомпания, поэтому размеры сборов учитываются при формировании тарифа.

Ставки за обслуживание пассажиров должны возрасти на 20-25%, все остальные сборы, которые оплачивает авиакомпания,— на 40%, а то и в 2-2,5 раза. На первый взгляд, речь идет о незначительных суммах (например, предлагаемый сбор за одного международного пассажира в среднем составляет $12, за каждый отправленный за границу Boeing-737 — $600). Но авиакомпании уже заявили о том, что все дополнительные расходы возложат на пассажиров. «Авиаперевозчики сейчас работают на грани рентабельности — около 1-2%. Коридора для того, чтобы принять на себя удар и не пересматривать тарифы, нет»,— говорит гендиректор «Донбассаэро» Александр Гречко. Конечным результатом мероприятия по повышению сборов, считает господин Гречко, станет ослабление позиций отечественных перевозчиков на фоне зарубежных авиагигантов, осваивающих региональные аэропорты: «Ставки одинаковы для нас и, скажем, для компании Lufthansa, а ведь их объемы и, соответственно, рентабельность несравнимо выше».

Начальник департамента аэропортов Госавиаадминистрации Василий Момот считает, что авиатарифы могут вырасти не более чем на 7-8%: «Это примерная доля аэропортовых сборов в структуре тарифа, почти все остальное — цена авиатоплива».

Ощутимые доходы от запланированного повышения могут получить только аэропорты с высоким пассажирооборотом. Скажем, аэропорты Донецка, Одессы, Симферополя, которые (по данным за девять месяцев 2007 г.) обслуживают около 10 тыс. рейсов и 500-600 тыс. пассажиров в год, смогут заработать дополнительно $3-4 млн. в год — в зависимости от темпов роста перевозок. Воздушные площадки, обслуживающие меньшее количество рейсов (Черновцы, Луганск, Мариуполь, Запорожье в 2007 г. приняли и отправили в среднем 1,5 тыс. рейсов и не более 80 тыс. пассажиров), соответственно и заработают в разы меньше.

Между тем низкие аэропортовые сборы привлекают перевозчиков, стратегия которых состоит в том, чтобы экономить на всем (low-cost компании). Как рассказывает директор по корпоративным коммуникациям венгерской Wizz Air Наташа Казмер, в Восточной Европе принято снижать аэропортовые сборы в региональных аэропортах. «Недостаток доходов при этом компенсируется интенсивностью полетов. Все аэропорты, которые стали для нас базовыми, продемонстрировали скачкообразный рост прибыльности»,— заверяет госпожа Казмер. Компания рассматривает возможность работы и в аэропортах Львова, Донецка, Днепропетровска, Луганска, Крыма. Однако зарегулированная система международных соглашений по авиаперевозкам пока этого сделать не позволяет.

Автор: Екатерина ГРЕБЕНИК

Источник: eizvestia.com