Если Секретариат Президента объединяет усилия с Минтрансом, то тут вся «огневая мощь» Министерства обороны бессильна.
История эта началась еще до «оранжевой перестройки» - и никак не закончится, несмотря на все «идеалы Майдана», смену президента, премьера, досрочные выборы и перестановки в верхах министерств. Итак, по порядку…
Когда экс-министр обороны Украины Анатолий Гриценко увольнял генерала Фролова с должности командующего Сухопутными войсками ВСУ, многие терялись в догадках о причинах этого кадрового решения тогда еще совсем «свежего» министра. Но вскоре тайное стало явным. Именно генерал Фролов 18 июня 2003 года заключал от имени в/ч А0105 с закрытым акционерным обществом «Украинские вертолеты» договор об аренде вертолетов Ми-8МТМТВ №01/2003-06 и вряд ли он тогда предполагал, что его художества станут предметом особого внимания нового («оранжевого») министра уже через полтора года. И уж тем более вряд ли генерал ожидал, что последствия сих его коммерческо-военных забав получат весомый резонанс. И стоит заметить, что зря он тешил себя такого рода пустыми иллюзиями. Ибо условия данного соглашения никоим образом не могли удовлетворять интересам государства.
Именно потому содержание и ход выполнения данного контракта весьма живо заинтересовал тогдашнего министра обороны Анатолия Гриценко. Ибо, как выяснилось, согласно положениям сего документа, государственное имущество в виде 16 вертолетов Ми-8МТ, стоимостью не один миллион долларов по смехотворной арендной плате весьма интенсивно, можно сказать «на износ», использовались довольно ушлыми отечественными предпринимателями от авиации - и отнюдь не в интересах государства. Некие шустрые господа из ЗАО «Украинские вертолеты», возглавляемые неким Владимиром Ткаченко, заполучив в свое распоряжение эти летательные аппараты по более чем приемлемым ценам, решили, что на этом их обязанности относительно страны и ее вооруженных сил исчерпаны. И такие «второстепенные» мелочи, как надлежащий контроль со стороны владельца данных вертолетов (то есть, Минобороны Украины) и достойные суммы компенсации арендодателю (в лице все того же МОУ), эти господа посчитали в высшей степени излишними.
Хотя указанная авиационная техника была «приписана» в строевом отношении к вполне реальным подразделениям армейской авиации Сухопутных войск. И ее интенсивное использование в «авиашабашке» за пределами Украины явно подрывало боеспособность и боеготовность отечественного воинства. Так как «по войне» они в соответствии с боевым расчетом должны быть немедленно возвращены в родные армейские ангары и использоваться исключительно в целях защиты границ нашей страны от любых враждебных посягательств. А в реальности эти вертолеты после довольно продолжительной и нещадной эксплуатации за грошовую компенсацию вряд ли были бы пригодны к исполнению этой высокой миссии. Так что со всем этим комплексом «проблем» в конце концов необходимо было что-то делать.
Господин Гриценко и решил во всех этих авиа-денежных коллизиях таки разобраться самым внимательным и предметным способом. Разобрался. Оказалось, что его подчиненный господин Фролов при подписании договора аренды явно преследовал интересы отнюдь не родного ведомства, а мягко говоря, несколько иные. За что, согласно скорой и жесткой реакции министра, и поплатился своей весьма высокопоставленной должностью. Кроме того, по инициативе бывшего министра обороны Военная служба правопорядка ВСУ тут же начала дознание в рамках уголовного дела, возбужденного по факту халатного отношения должностных лиц в/ч А 0105 к воинской службе (часть І статьи 425 Криминального кодекса Украины). Главное, что вменялось этим «продвинутым» полководцам, – явно недостаточный контроль со стороны владельца (в данном случае Минобороны) за арендованным у него госимуществом. Другими словами, генерал Фролов и его «сотоварищи», при подписании договора аренды вертолетов, просто «закрыли глаза» на некие несуразности, оплаченные из бюджетного кармана.
Естественно, что следующим шагом оборонного ведомства, ведомого в то время Анатолием Гриценко, стало восстановление «статус кво», то есть розыск и возвращение под сень армейских штандартов якобы арендованных (а на самом деле фактически «по дешевке» отнятых) у него вертолетов. Работа развернулась сразу по нескольким направлениям. Сначала военные приступили к поиску непосредственно самих машин. С этим они справились быстро, авиатехнику с помощью МИДа, ООН и Интерпола нашли довольно быстро, буквально за пару недель - в Турции, Африке и даже на Гаити.
Затем настал черед следующего этапа: необходимо было через пресловутые «правовые механизмы» добиться сначала доступа и проведения контрольных технических осмотров данных вертолетов, а потом и фактической передачи их под непосредственное управление соответствующих структур МОУ. Что, в принципе, и было сделано. Согласно приказа Анатолия Гриценко №445 от 2 августа 2007 года, вертолеты формально «перекочевали» из армейской авиации Сухопутных войск на баланс государственного предприятия Минобороны «Украинская авиационная транспортная компания» (УАТК). Согласно упомянутых договора аренды и приказа министра обороны, УАТК становится пусть и формальным, но юридически верным владельцем этих вертолетов. Естественно, УАТК тут же предприняла шаги, направленные в приведение фактического статуса вертолетов в соответствие с формальным. Более того, Министерство обороны Украины обратилось в Хозяйственный суд г. Киева с иском к в/ч А0105 и ЗАО «Украинские вертолеты» о признания договора аренды этих злосчастных вертолетов недействительным. Дальше – больше: решением суда от 11 сентября 2007 года в деле №34/464 на летающее имущество был наложен арест и запрет любому физическому или юридическому лицу перемещать вертолеты с соответствующими регистрационными номерами. Киевский апелляционный хозяйственный суд так же подтвердил правоту оборонного ведомства, оставив это решение в силе уже 7 ноября прошлого года.
Кроме того, военные обратились к МВД Украины с письмом, в котором содержалась просьба посодействовать в реализации этого решения суда на территории Турции и Гаити. В свою очередь, украинская милиция так же решила пойти навстречу своим военным и через Интерпол обратилась к властям соответствующих стран с просьбой задержать данные вертолеты. Подключился и МИД, который проинформировал Секретариат ООН, что летает это самое ЗАО «Украинские вертолеты» на незаконно арендуемой армейской техники. И уже новый министр обороны Украины Юрий Ехануров письмом в МИД от 3 января 2008 г. №220/1 полностью подтвердил, что «вертолеты надо вернуть». Ибо Юрий Иванович получил вполне достоверную информацию о том, что указанное ЗАО просто-напросто эти вертолеты вместе с экипажами разбросать по странам, в которых, как сказано в информации МОУ, правят «политически нестабильные режимы». Главная цель данного «рассредоточения» - лишить Минобороны возможности контролировать своё имущество.
Вследствие этих совместных усилий 8 арендованных вертолетов были задержаны в аэропорту города Измир (Турция). Более того, как сообщил генеральный директор турецкой фирмы «Betaz» Эждер Бахшалиев, чьи заказы в Турции, собственно, и выполняло ЗАО «Украинские вертолеты», турецкие власти, «войдя в положение», согласились не брать платежи за пребывание этой техники на территории аэропорта. Ибо они, в отличие от руководства указанного, полностью отдавали себе отчет в том, что владельцем техники всё-таки есть украинское государство…
Казалось бы, справедливость восстановлена, и вот-вот украинские военные вертолеты вернуться на Родину. Оказалось, что показалось… Поскольку в процесс «сравнительно честного отъема» собственности у Министерства обороны Украины были втянуты не только коммерсанты из «Украинских вертолетов» - к ним на подмогу подтянулись резервы из высоких чиновничьих кабинетов.
Почин положила Генеральная прокуратура Украины еще в прошлом году. Первый зам генпрокурора господин Винокуров в своем письме от 18 октября №10/4-6759 (выходящий-07) информировал Минобороны, чтобы оно особо не торопилось с выводами о незаконности договора аренды. Мол, ваша ВСП (военная служба правопорядка, проще говоря, военная полиция) проводит дознание в рамках уголовного дела по злоупотреблениям, вот установит истину и лишь тогда, мол, действуйте.
С наступлением нового 2008 года в дело включились по-настоящему тяжеловесные фигуры. На имя министра обороны Украины Ю. Еханурова из Секретариата Президента 8 января с пометкой «срочно» поступило письмо №42-02/21 с требованием «поспособствовать как можно быстрому разблокированию ситуации и отмене ограничений, установленных в рамках Интерпола» (которое, как мы помним, действовало по просьбе украинского государства), дескать, государственное имущество уже оказалось под арестом. Показательно, конечно, что в СП судьбой госимущества обеспокоились только сейчас, когда на него наложен арест по просьбе самого Минобороны, стремящегося это имущество вернуть. А когда коммерсанты-«вертолетчики» на этом имуществе зарабатывали сотни тысяч, а то и миллионов долларов в месяц, от чего государство получало жалкие крохи, судьба этого «майна» державных мужей как-то не тревожила.
В письме, ко всему прочему, выражается трогательная обеспокоенность тем, что ЗАО «Украинские вертолеты» понесло значительные финансовые потери в размере 800 тысяч долларов (таможенные и аэродромные сборы). Мол, из-за вас, военных недоумков, люди «попали на деньги». Хотя, на самом деле, как уже указывалось, никаких денег за сохранение вертолетов турки не требовали…
Кроме того, в письме из СП указывается, что есть еще и письмо Генеральной прокуратуры №08/1-16022-07 от 19 декабря 2007 года, где исполняющий обязанности начальника Главного управления надзора за соблюдения законов на транспорте и предприятиях оборонной промышленности некий господин С.Кривчиков не усматривает в действиях руководителя ЗАО «Украинские вертолеты» господина Ткаченко, «признаков преступления», предусмотренных ст. 382 КК Украины. И вообще, отдайте ему вертолёты…
В общем, сей прокурорский работник вместе с Днепровской транспортной прокуратурой, которая проводила проверку 23 ноября 2007 года действий господина Ткаченко, а заодно сотрудники Секретариата Президента, на вышеуказанные решения судов просто не обратили никакого внимания.
Естественно, что министр обороны Украины Юрий Ехануров, прочитав сей эпистолярный посыл из президентской канцелярии относительно принадлежащих возглавляемому им же ведомству вертолетов, весьма глубоко задумался. Оно и понятно: государственные интересы вещь непреходящая, а вот расположение Верховного главнокомандующего весьма переменчиво…
И думать было над чем. Ибо вместе из СП с остро истерическими требованиями «разблокировать ситуацию» перед глазами у министра лежало письмо заместителя министра обороны Украины господина Нещадима (теперь уже бывшего заместителя), который занимался детально техническими вопросами «вертолетной историей». Его докладная на имя Юрия Еханурова по поводу операции «вернуть вертолеты» представляет собой не только нечто противоположное по смыслу творениям Секретариата Президента, а и просто шедевр детективного характера.
Итак, по поручению министра обороны от 22 декабря 2007 г №3467/у в Турцию отправилась группа спецов Миноброны с целью выяснить, «что с вертолетами» на месте. Там буквально сразу и выяснилось, что пока «ни о каком возвращении вертолетов на Родину» речь вести просто невозможно. Ибо при прибытии группы на место, оказалось, что допуск к вертолетам осуществляется исключительно с разрешения и по заявкам турецкой компании «Betaz» (как уже говорилось выше, именно эта фирма использовала вертолеты на территории Турции и соответственно оформляла документы для официального их пребывания в этой стране).
После встречи с генеральным директором турецкой фирмы, спецы из Минобороны вообще, мягко говоря, слегка онемели. Ибо, по словам этого уважаемого турецкого господина, оказалось, что пока в Украине Минобороны пыталось вернуть себе через отечественную судебно-правовую систему свое имущество, руководитель «Украинских вертолетов» господин Ткаченко успел оформить все необходимые документы для… вывоза вертолетов из Турции.
Более того, игнорируя постановления суда, распоряжения Министра обороны и акты приема передачи прав и обязанностей по пресловутому договору аренды (по которым вертолеты стали принадлежать УАТК) господин Ткаченко решил к вертолетам, которые юридически принадлежат не его ЗАО, а государству Украина в лице Минобороны, никого «не пущать». Из трех прибывших в Турцию для проверки специалистов, лишь двум посчастливилось прикоснуться к украинскому госимуществу. От ворот поворот получил именно тот, кто мог «уличить» Ткаченко в чем-то сомнительном, а именно - начальник вертолетной инженерно-авиационной службы госпредприятия МОУ УАТК господин Тягельский, единственный из трех командированных, кто действительно разбирался во всех вертолетных нюансах. Господина Тягельского просто не пустили на вертолетную стоянку.
Такой избирательный подход со стороны господина Ткаченко по допуску к вертолетам спецов МОУ был вполне объясним. Ибо двое других, полковник юстиции Владимир Гуцол (и.о. начальника управления дознанием –заместитель начальника Главного управления военной полиции ВСУ) и Владимир Ткаченко (однофамилиц нашего «главного героя»), главный специалист организационно-планового отдела контрольно-ревизионного департамента МОУ, разобраться в технических особенностях явно были не способны. Но и того, что накопали эти юрист с бухгалтером, даже без профессионального вертолетчика, вполне было достаточно для того, что бы договор аренды вертолетов МОУ с ЗАО «Украинские вертолеты» немедленно разорвать, машины вернуть на Родину и забыть всю эту историю, как страшный сон.
Ибо выяснилось, что арендаторам из «Украинских вертолетов» есть что скрывать от представителей владельца техники. А именно, из 32 штатных основных агрегатов арендованных вертолетов 28 оказались замененными, причем без письменного согласия владельца вертолетов (на момент действия договора аренды - Командования Сухопутных войск ВСУ). И заменены они отнюдь не новыми и не лучшими агрегатами. Во время проверки так же обнаружилось, что на 27 агрегатов полностью отсутствует документальное подтверждение их наличия, место их реального пребывания так и осталось для представителей МОУ неизвестным. Ко всему прочему, на арендованные вертолеты МОУ коммерсанты установили отдельные агрегаты иностранного происхождения. Непосредственно все формуляры вертолетов пестрят «левыми» записями, незаверенными исправлениями, печати сорваны и ни одной проверки владельца вертолетов в отчетную документацию не вписано. Номера и техническая документация на вертолеты явно не соответствуют тому, что записано в реестры самого МОУ. Короче, полная вакханалия и подлог.
Остается лишь добавить, что для того, чтобы окончательно проверить свои вертолеты украинским военным предстоит еще побывать в Гаити (где задержаны 2 вертолета) и Уганде (еще один вертолет) все того же ЗАО «Украинские вертолёты».
Исходя из всего вышеуказанного уже новый министр обороны Юрий Ехануров в своем письме в Секретариат Президента рисует «картину маслом», суть которой сводится к следующему: руководство ЗАО «Украинские вертолеты» вводит СП в заблуждение, никаких денег за содержание техники в Измире он не платит, а вертолеты – наши, и «зашибать на них деньгу», минуя государев карман, коммерсанты больше не будут.
Если вы думаете, что на этом наступил счастливый конец истории, и украинские военные вертолеты уже летят домой, то вы глубоко заблуждаетесь. Ибо Юрий Ехануров был вынужден по поводу этих вертолетов написать новое письмо, на этот раз министру транспорту и связи Иосифу Винскому от 21 декабря 2007 года за № 220/4723. Ибо реальные возможности угона этих летательных аппаратов господином Ткаченко в последнее время резко возросли. Дело в том, что предшественник господина Еханурова Анатолий Гриценко сумел наработать со всеми «заинтересованными» государственными инстанциями целый комплекс согласованных решений по возвращению вертолетов Ми-8МТМТВ, находящихся «в пользовании» ЗАО «Украинские вертолеты», в собственность государства. Главным его лейтмотивом стала безусловная защита экономических интересов государства. Среди прочего Госавиаадминистрация, входящая в состав Минтранссвязи, обязывалась в рамках этого комплекса осуществить перерегистрацию удостоверений на эти борта в соответствии с поданными УАТК Минобороны заявками.
Обязаться-то она обязалась - но действовать стала явно в противоположном направлении. УАТК подает в Госавиаадминистрацию соответствующие заявки на 18 вертолетов в рамках исследований по увеличению межремонтного ресурса вертолетов Ми-8МТМТВ. В Минтрансе четко знают, что 16 из этих бортов реально находятся у ЗАО «Украинские вертолеты», но законно принадлежат МОУ (УАТК). Что делает это ведомство? Правильно – выдает новые удостоверения только на 2 вертолета, а на 16 «арендуемых» (которые суд обязал вернуть собственнику, то есть Миноброны) отказывает. Суть в том, что ЗАО «Украинские вертолеты» организовало эксплуатацию арендуемых вертолетов с нарушением всех и всяческих норм и правил не только коммерческого использования по схеме левого лизинга (отсутствие или явный подлог сертификата эксплуатанта), но и безопасности полетов. Ибо использовало недействительные регистрационные удостоверения. И тем ни менее Госавиаадминистрация через суд приходит к соглашению с «деловыми людьми» из «Украинских вертолётов», снимая с них какие-либо претензии. То есть, летайте себе на здоровье без документов и как попало, отвечать все равно будет собственник, то есть Минобороны Украины.
Все это и изложил министр Ехануров в упомянутом декабрьском письме министру Винскому. Ответ от последнего пришел в МОУ уже в этом году. В своем послании №43/40/10-08 от 9 января 2008 г. он, хотя мягко и ненавязчиво, со ссылками на «левые», вообще не относящиеся к сути проблемы нормативные акты, посылает Минобороны ко всем чертям. Ибо полагает, что вправе выдавать регистрационные удостоверения и разрешать эксплуатацию воздушных суден тому, кому посчитает нужным. В данном случае - «Украинским вертолетам».
Глядя со стороны на весь этот разгул справедливости со стороны чиновничества, остается отдельным представителям его посоветовать лишь одно - знать меру в своих коммерческих устремлениях. Ибо в один прекрасный момент окажется, что вертолетов «для угона» уже не осталось…
Валерий ГЛУЗМАН
Источник: obkom.net.ua