07.02.08 

Выбрав инвестора для строительства стадиона в рамках подготовки к Евро-2012, перед львовскими властями на повестке дня встал вопрос местного аэропорта. Пока что происходит перетягивание каната между Львовом и Киевом за форму собственности воздушных ворот.

История с определением формы собственности львовского аэропорта длиться уже достаточно долго. 24 октября прошлого года президент Виктор Ющенко поручил правительству осуществить передачу в коммунальную собственность города целостного имущественного комплекса львовского аэропорта при одном условии: использовать взлетно-посадочную полосу и земли аэродрома он должен совместно с Минобороны до 2011 г. Правительство В.Януковича прислушалось к просьбе президента и своим распоряжением поручило передать ГП «Международный аэропорт «Львов» в собственность территориальной громады.

Однако, 24 декабря 2007 г. Юлия Тимошенко аннулировало решение своего предшественника. Позже, комментируя проблему собственности аэропортов, она выразила протест по поводу приватизации взлетно-посадочных полос, систем безопасности и навигации отечественных аэропортов. Вместо этого, премьер призвала принять специальный закон, который позволит создать безупречную систему деятельности аэропортов и повысить их инвестиционную привлекательность путем приватизации, исключительно, терминалов и на основе прозрачной процедуры привлечения частного капитала.

30 января правительство и вовсе огорчило городскую власть Львова, в который раз засвидетельствовав собственную непреклонную позицию по поводу целесообразности государственной, а не коммунальной формы собственности местного международного аэропорта. С большим удовольствием это известие встретил гендиректор львовского аэропорта Александр Загрева. По его мнению, город не может похвастаться необходимыми средствами, достойным инвестором и технико-экономическим планом реформирования предприятия. Напомним, что в этом году из госбюджета на реконструкцию аэропорта выделено 353 млн. грн. Он также подчеркнул, что понижение статуса аэропорта с государственного международного до коммунального приведет также к уменьшению зарплаты его работников.

Губернатор Львовской области Петр Олийнык также изъявлял убеждение, что не видит ни одной перспективы для международного аэропорта, как коммунального предприятия. «Я не хочу, чтобы для этого расходовались средства городского бюджета. Город и так имеет кучу проблем с очистительными сооружениями, мусорными свалками, водоснабжением, дорогами, транспортом и т.д. Аэропорт не будет прибыльным, поскольку своей деятельностью не сможет компенсировать расходов из городской казны», - подытоживает глава области.

Стоит отметить, что прибыльными львовские воздушные ворота могут стать только в 2020 г., когда ежегодный пассажиропоток достигнет отметки в 1 млн. человек. «Конечно, если найдется частный инвестор с финансовой гарантией престижного европейского банковского учреждения, то я могу кардинально изменить собственное мнение. А пока что, именно государство остается более эффективным собственником и менеджером чем город», - говорит П.Олийнык.

Характерно, что передача аэропорта в коммунальную собственность нарушает несколько законодательных актов Украины. Во-первых, Воздушный кодекс Украины не предусматривает такого вида предприятия для аэропорта, как коммунальное. Во-вторых, в соответствии с законом «О порядке использования земель государственной собственности» (в частности и земель, которые принадлежат Минобороны) такого рода земли не передают органам местной власти. В-третьих, закон «О порядке передачи государственного имущества» гласит, что только аэропорт, который не отвечает сертификационной пригодности, может распоряжением профильного министерства быть передан местным властям. Как известно, таких предпосылок во Львове нет, на что указывает и само название аэропорта - международный.

Однако, по информации чиновников, львовским властям выдвинуто четкое и конкретное требование: город обязывается компенсировать Минобороны стоимость земли, которая будет использована для удлинения взлетно-посадочной полосы аэропорта. Сейчас земельный участок площадью 226 га., на котором расположены взлетно-посадочная полоса и аэродром, принадлежит государственному предприятию-перевозчику военных спецгрузов Минобороны –– «Украинской авиационной транспортной компании».

В то же время во Львове есть приверженцы передачи аэропорта местной громаде. В частности, первый заммэра Львова Олег Синютка считает, что переход имущественного комплекса аэропорта в коммунальную собственность будет означать его стабильное развитие. «К сожалению для кого-то и на радость для нас город сегодня – единственный орган, который готов вложить для этого большие деньги. Проблем с удлинением взлетно-посадочной полосы не должно возникать, ведь горсовет владеет правом на все земли, которые расположены в пределах города. То, что определенный участок находится во временном пользовании другого ведомства, никоим образом права собственности территориальную громаду не лишает», - подчеркивает О.Синютка.

Городские власти Львова планируют на протяжении 2008-10 гг. организовать начальный этап реконструкции и модернизации аэропорта (в рамках подготовки к Евро-2012), учитывая и предложенную концепцию от австрийской консалтинговой компании Airport Consulting Viena. В частности, предполагается увеличить ежегодную пропускную способность аэропорта до 2 млн. пассажиров, удлинить взлетно-посадочную полосу с 2,510 м. до 3,500 м. для посадки дальнемагистральных самолетов и построить новый терминал. Ориентировочная стоимость этих работ, по словам начальника управления внешнеэкономических отношений Львовского горсовета Тараса Бургана, составила бы $100-150 млн. или ?112 млн., а в качестве «финансовых доноров» рассматриваются государство, Мировой банк, Международная финансовая корпорация и ЕБРР.

Кстати, с целью удлинения взлетно-посадочной полосы осенью прошлого года во Львовском горсовете появилась даже инициатива перенесения аэропорта на расстояние 70 км. от Львова – на территорию военного аэродрома в райцентре Стрый. А земли на месте аэропорта отдать под строительство приблизительно 1,5-6 млн. кв. м жилищной недвижимости. Тогда многие украинские девелоперы подсчитали, что строительство одного квадратного метра такого жилья будет составлять $750, а цена готовой квартиры – $1500-1700/кв. м. В данном контексте вызывает сомнение, а не ради ли этого львовские власти пытаются прибрать к рукам аэропорт?

Владимир Тиравский

Источник: www.ugmk.info