12.02.08 
С 1 апреля Госавиаадминистрация ужесточает требования к системам безопасности самолетов советского производства. Как оказалось, не все отечественные авиакомпании готовы вкладывать значительные средства в модернизацию воздушных судов, уже практически отлетавших свой ресурс.

Согласно приказу Госавиаадминистрации, с 1 апреля все авиакомпании должны осуществлять полеты только на самолетах, оборудованных современными системами безопасности (системой предупреждения об опасном сближении с землей, системой предупреждения столкновения в воздухе, аварийными авиамаяками). Всем остальным авиавласти не дадут пощады — самолеты, не приведенные в соответствие с новыми требованиями, с 1 июня будут лишены сертификата летной годности. «Цель — обеспечение высокого уровня безопасности полетов и эффективной авиационной деятельности»,— объясняют в Госавиаадминистрации.

Системы, о которых идет речь в приказе, отсутствуют только на советских самолетах производства прошлого века. Среди моделей, которые активно эксплуатируют украинские компании — Ан-24, Ан-26, Ан-30, Як-40, Як-42, Ту-334. Общее количество воздушных судов, не соответствующих современным нормам безопасности, по оценкам экспертов, составляет 50-60 единиц.

Хотя переоборудование самолетов — довольно недешевое мероприятие (установка полного комплекта на одну машину стоит $350-400 тыс.), не все авиаперевозчики склонны драматизировать ситуацию. «Такое решение нужно не комментировать, а выполнять, ведь безопасность для нас всегда будет приоритетом перед всем остальным. Хоть мы не отрицаем, что оно болезненно для нас — в модернизацию флота, летный ресурс которого уже практически исчерпан, мы должны будем вложить около $1 млн.»,— говорит гендиректор авиакомпании «Аэросвит» Арон Майберг. Впрочем, компания уже заявила о намерении переориентироваться на импортную технику. К весне в «Аэросвите» окончательно решат, у какого производителя компания купит 10 самолетов малой вместимости для региональных рейсов. В качестве претендентов рассматриваются бразильский Embraer и канадский Bombardier.

Гендиректор авиакомпании ARP-410 Владимир Поляковский отмечает, что проблема не столько в затратах, которых потребует выполнение приказа, сколько в отсутствии механизма его выполнения: «В Украине такие системы не сертифицированы, хотя есть предприятия, которые их выпускают, например, конструкторское бюро «Буран». Эксплуатанты вынуждены будут покупать импортную продукцию, которая, конечно, обойдется дороже. Думаю, сначала нужно было бы сертифицировать отечественное оборудование, а уже потом издавать такой приказ». Напомним, в прошлом году ARP-410 приобрела несколько шведских самолетов Saab, и в компании намекают, что не намерены на этом останавливаться.

Но не все региональные компании готовы к предстоящим затратам. «У нас немалый парк самолетов Ан-24, и программа модернизации потянет на $2 млн. Принятие новых норм безопасности может уничтожить маленькие компании. Такое скорое внедрение этих правил может значить только одно — власти лоббируют интересы частных компаний, которые будут уполномочены устанавливать системы безопасности»,— говорит собственник «Луганских авиалиний» Владимир Рисухин.

Директор Центра политического и экономического анализа Александр Кава считает, что нововведения заставят некоторые компании сократить свои самолетные парки. Освободившуюся нишу займут более доходные перевозчики, которые завезут в страну импортные самолеты. Даже лизинг подержанной техники может обойтись компаниям не дороже, чем модернизация самолетов Ан и Як. «За неновый Saab компания вносит около $100 тыс. в месяц лизинговых платежей»,— говорит эксперт.

Автор: Екатерина ГРЕБЕНИК

Источник: eizvestia.com