18.02.08 
Вопрос о присоединении Украины к программе «Открытое небо», которая предусматривает либерализацию рынка авиаперевозок и свободный доступ международных компаний на внутренние маршруты, опять активно обсуждается. Только теперь - в связи с перспективами членства в ВТО. «Мы будем двигаться в направлении единого авиационного пространства с ЕС быстрее, чем это было до настоящего времени», - заверяет Министр транспорта и связи Иосиф Винский. А именно - к 2011 году Украина станет полноправным членом open sky. Что это означает для украинских пассажиров, разбиралась газета «СЕЙЧАС».

Приход в Украину более сильных европейских компаний повысит качество обслуживания пассажиров и удешевит полеты, уверен Александр Кава, директор Центра политического и экономического анализа. Кроме того, скорректирует сетку полетов - на сегодняшний день во многие страны мира нет удобного расписания и достаточного количества прямых рейсов во всех направлениях.

Относительно удешевления перелетов - внутренних и международных - мнения экспертов разделились. «Говорить о значительном или незначительном снижении стоимости авиаперелетов нельзя из-за постоянного роста цен на топливо и услуги в мировом масштабе», - предупреждает Антон Борисюк, заместитель директора авиационной компании «Роза ветров». К тому же, добавляет Кава, придется пересмотреть существующие двусторонние договоры со странами ЕС с точки зрения установления минимального тарифа на то или иное направление.

Все зависит от того, какую модель отечественного рынка авиаперевозок выберет Минтранссвязи, активно лоббирующее этот вопрос: защиту интересов своих перевозчиков или предоставление дополнительных преференций иностранным компаниям. «Можно предположить, что конечной целью чиновников является все-таки скорейшая интеграция в Европейский Союз, нежели отстаивание интересов отечественных авиаперевозчиков», - отметил г-н Кава газете «СЕЙЧАС».

«Форсирование этого процесса недопустимо, он должен быть планомерным и государство должно предоставить равные условия для всех участников рынка», - прокомментировал газете «СЕЙЧАС» г-н Борисюк. Все заявления о скорейшем присоединении Украины к программе «Открытое небо» он считает политическим популизмом.

Перевозчики, которые сумеют удержать свои позиции на рынке, имеют все шансы получить доступ к международным маршрутам и расширить сферы влияния в мировом воздушном пространстве

В свое время украинские авиакомпании сознательно шли на повышение тарифов, рассказывают специалисты. «Это делалось из-за того, что рынок авиаперевозок был не очень развит, авиакомпании не имели больших пассажиропотоков, но нужно было выходить на окупаемость. Учитывая то, что в последние годы любителей осуществлять воздушные перелеты все больше, высокие тарифы - это залог авиакомпании сверхприбыли авиакомпаний», - отметил г-н Кава. Однако серьезные факторы риска для них таки существуют.

Во-первых – угроза переформатирования рынка. Не все компании выдержат конкуренцию с операторами, у которых больше ресурсов, и адаптируются в сложившихся условиях. Во-вторых, выход на отечественный рынок low-cost перевозчиков, тарифы которых объективно в несколько раз ниже, конечно, невыгодны, поскольку отобьют пассажиропоток (см. «СЕЙЧАС», «Ставка на воздушные такси». В-третьих - увеличение нагрузки на аэропорты и воздушно-транспортные коридоры Украины.

К тому же, говорят эксперты, чтобы Украина могла присоединиться к соглашению об «Открытом небе» относительно безболезненно, прежде всего необходимо принять новую редакцию Воздушного кодекса. Ведь, как отметили газете «СЕЙЧАС» в пресс-службе Госавиаслужбы, соглашение предусматривает абсолютно другой подход к безопасности полетов, к регулированию воздушного движения, повышается требовательность к эксплуатантам, к аэропортам, к обслуживанию пассажиров.

Так что отведенных Министерством трех лет будет вполне достаточно для того, чтобы отечественные перевозчики адаптировались к новым условиям и, возможно, получили поддержку государства. Еще 1,5-2 года составит переходный период, в течение которого авиаперевозчики смогут оптимизировать свои тарифы и увеличить пассажиропоток.

ГЛАВНОЕ 
Усиление конкуренции на рынке приведет к развитию региональных аэропортов - в Сумах, Черкассах, Николаеве, Ривне, Краматорске, Керчи. Авиакомпании в борьбе за клиента вынуждены будут выходить на новые направления. Упростить этот процесс предлагается за счет не только среднемагистральных самолетов, но и ближнемагистральных (дальность полета до 3 тыс. км - свободно покрывает расстояние, к примеру, от Львова до Италии), для которых многие города Украины вполне досягаемы.

Справка «СЕЙЧАС»

«Открытое небо» - это условное название программы. На официальном языке она называется соглашением «О некоторых аспектах воздушного сообщения» и в стадии проекта существует с 2005 года. Соглашение было подписано в 1992 году в Хельсинки (Финляндия) 25 странами. 1 января 2002 года, через 10 лет после подписания, договор вступил в действие. За этот период был подготовлен соответствующий персонал, самолеты, экипажи и специальное оборудование. Договор предусматривает применение режима «Открытого неба» с целью развития открытости и транспарентности, содействия выполнению действующих или последующих соглашений в сфере контроля над вооружениями, а также расширению возможностей по предотвращению кризисов и кризисных ситуаций. Кроме того, в будущем предусмотрено распространение режима «Открытого неба» на мониторинг и защиту окружающей среды. Министры транспорта 27 стран ЕС 22 марта 2007 года согласились с подписанием договора «Открытое небо», который либерализует трансатлантические рейсы между Евросоюзом и США. Украина подписала с ЕС соглашение, которое снимает некоторые ограничения на полеты, однако пока не предусматривает полной либерализации. «Открытое небо» позволяет авиакомпаниям летать не по отдельным разрешениям, которые она должна получить в каждой стране, куда намерена лететь, а в порядке общего сообщения.

автор:Мария АЗОЯН

Источник: times.liga.net