«Садиться будем дома!», — говорит главный герой кинофильма «Экипаж» Андрей Тимченко в исполнении Георгия Жженова, поднимая самолет в небо над разрушенной землетрясением взлетной полосой.
По стечению обстоятельств, пилотируемый актером в кино борт №85131 ТУ-154Б сразу же после съемок обретет свой дом на аэродроме Криворожского колледжа Национального авиационного университета. В последствии, на базе этой легендарной машины пройдет учебную подготовку не одно поколение курсантов колледжа. А в перспективе самолет-актер ожидает большое будущее — на его борту будет создан музей.
Крылья «подрезало» время
Актерская карьера самолета ТУ-154Б №85131 началась благодаря советским геологам, которые во время полета случайно разлили на его борту ртуть. Вредные пары сразу же поставили крест на работе машины в небе. Самолет списали, а через время передали для съемок в Мосфильм. Окончание летной карьеры как раз совпало с началом работы в кино. В конце 70-х режиссер Александр Митта приступил к съемкам первого в истории СССР фильма-катастрофы «Экипаж». Именно эта кинолента стала дебютной для ТУ-154Б.
На одной съемочной площадке «дебютант» повстречался с легендарными актерами советской эпохи. За штурвалом «актера-новичка» сидел известный на всю страну Георгий Жженов, бортпроводница Тамара в исполнении Александры Яковлевой успокаивала в салоне пострадавших от землетрясения пассажиров. Ну а штурман Игорь Скворцов, которого сыграл Леонид Филатов, героически «латал» брешь в обшивке лайнера. Впрочем, запечатленные на кинопленке повреждения самолета, в частности, отрыв его хвостовой части, были выполнены на макете. В реальности борт №85131 не пострадал и через время осуществил успешное приземление на взлетной полосе в Кривом Роге, таким образом пополнив авиатехническую базу местного авиационного колледжа.
Впрочем, несмотря на то, что авилайнер стоит на приколе уже не первый десяток лет, он, по словам заместителя начальника колледжа Владимира Погребняка, до сих пор работоспособен. Однако взлететь ТУ-154Б уже не может. Крылья самолету «подрезало» время. «Срок службы машины составляет 25 лет с момента ее выпуска, а нашему лайнеру уже все сорок», — говорит Владимир Сергеевич.
Он такой один
Еще один самолет-легенда стоит на приколе в Криворожском колледже Национального авиационного университета. Это ТУ-114, на котором Никита Хрущев летал в Нью-Йорк на сессию Генеральной Ассамблеи ООН. В далеком 1963 году именно на этом пассажирском лайнере генсек беспосадочно пересек Атлантику. Однако в Америке не нашлось подходящего для советского самолета трапа и Никите Сергеевичу пришлось спускаться по лестнице пожарной машины. Впрочем, под конец визита в США трап, высотою с трехэтажный дом, американцы все-таки сварили, и генсек благополучно отправился восвояси. Примерно через десять лет после этого полета самолет успешно приземлиться на авиатехнической базе Криворожского колледжа Национального авиационного университета. И там, где ступала нога грозного генсека, теперь мирно ходят курсанты.
ТУ-114, стоящий на приколе в Кривом Роге, — один на весь мир. Самолетов этой серии больше не осталось. Поэтому легендарный и единственный в своем роде пассажирский лайнер в колледже берегут как зеницу ока.
Музей под открытым небом
«Почему бы в самолете, например, молодоженам не выпить шампанского? Я могу на выходные поехать в любой ЗАГС и сделать такое предложение брачующимся!», — фонтанирует предложениями наш гид, заместитель начальника авиатехнической базы колледжа Роман Сулейманов. В принципе, руководство колледжа не против «свежих решений» своего коллеги. Вот только любая инициатива требует финансовой подпитки. Чтобы пригласить на борт нелетающих лайнеров молодоженов или любых других экскурсантов, необходимо облагородить территорию АТБ, а также «довести до ума» внешний облик самолетов.
— Сюда входит и покраска самолета, и замена кресел в кабине пилотов, а также в салоне, — говорит директор колледжа Анатолий Андрусевич. — С годами в негодность пришла и внутренняя обшивка. Для этого только на один самолет необходимо потратить 100-150 тысяч гривен. А ведь мы задумали сделать на базе наших машин самый настоящий музей.
Специально для этого был разработан проект, согласно которому посидеть в кабине лайнера, а также посмотреть кадры из «Экипажа» смог бы любой желающий за определенную плату. Стоимость реализации данного проекта составляет около полумиллиона гривен. Однако возникает резонный вопрос: «где взять деньги». Года два назад я обратился ко всем криворожских промышленным предприятиям с просьбой выделить хотя бы пять тысяч для покраски самолетов. Только один Ингулецкий горно-обогатительный комбинат откликнулся на мою просьбу.
Впрочем, реализовать музейный проект помогла бы продажа одного из трех ТУ-154Б. По словам Анатолия Александровича, с таким предложением к нему уже обращался один «богатенький криворожский товарищ». Бизнесмену якобы понадобился авиалайнер для организации на его борту развлекательного центра. Однако директор колледжа не спешит принимать предложение предпринимателя. Ведь главное для Андрусевича, чтобы коммерческая инициатива не помешала учебному процессу.
Наталья ЧАЙКОВСКАЯ,
Источник: kri.com.ua