29.02.08 

Скандал начался еще летом из-за аренды университетских помещений. В вузе поговаривают, главная «бомба» обвинения еще впереди.

Сразу 5 статей Уголовного кодекса вменяется лауреату государственной премии Виталию Бабаку, почти 10 лет возглавлявшему известный далеко за пределами Украины Национальный авиационный университет — один из крупнейших ВУЗов страны. Его дело на прошлой неделе было передано в суд, а "Сегодня" узнала подробности обвинения.

"БОМБА — ВПЕРЕДИ". Скандал разгорелся в конце лета прошлого года, когда правоохранителям стало известно о сдаче в аренду с ведома Бабака юридическим лицам служебных помещений НАУ. Имущество университета и сумма арендной платы, по данным следствия, были оценены ниже, чем того заслуживали. Причиненный государству ущерб составил примерно 130 000 грн. В ГПУ говорят также о том, что ректор привез к себе домой плазменный телевизор "Сони", приобретенный за 65 тысяч на университетские деньги и пытался спрятать его в ходе обыска, а также незаконно хранил боевой немецкий пистолет "Браунинг" калибра 5,65 мм времен второй мировой войны.

Сейчас Бабак находится на подписке о невыезде. Своей вины он не признал. Мы пытались отыскать Виталия Павловича, чтобы услышать его мнение. Домашние обещали передать нашу просьбу, однако ответного звонка так и не прозвучало (хотя и прошла уже почти неделя). А вот коллега ректора, просивший не указывать его фамилию, сообщил интересную деталь — дескать, в суд ушла только часть обвинения: "Вторая, гораздо более внушительная, где фигурирует созданный при участии Виталия Павловича некий благотворительный фонд, через который провернули около 50 млн. бюджетных гривен, еще в работе, — она-то и станет бомбой".

ДВА УХОДА. Бабака отстраняли от должности дважды. Первый раз — в сентябре 2007 года. В декабре он вернулся. А в январе 2008-го его по настоянию ГПУ сняли повторно. Впрочем, за месяц он успел установить в кабинетах видеонаблюдение и прослушку, из-за чего преподаватели стали остерегаться разговаривать между собой. Бабак официально заявил — эта мера необходима, "чтобы преступники боялись", и так, мол, легче вычислить взяточников. Преподаватели же говорили, что их обязали подписать контракты, где значилось, что они не против наблюдения.

БОРЬБА ЗА ГЕКТАРЫ? Декан одного из факультетов, просивший не называть его имени, считает, что преследование Бабака необходимо искать совершенно в иной плоскости: "Лично я расцениваю это как заказ на очень высоком уровне, вызванный попыткой прибрать к рукам территорию, которую занимает НАУ. А это — 90 га. Слишком лакомый кусок, и им Бабак не желал делиться с влиятельными бизнесменами, которые хотели начать здесь застройку. Вот и получил свое". На вопрос, почему он не хочет назваться, декан ответил, что ему есть что терять: "Я тут много лет проработал, и еще хотел бы немного потрудиться, а дырка между глаз мне не нужна, потому что думаю о детях".

Впрочем, версия "заказа" нынешним ректоратом отметается сходу и о притязаниях на землю вуза там якобы слышат впервые. "Это нонсенс. Университет, в принципе, занимает всего 70, а не 90 га. Землей вуз не владеет, а только распоряжается. Даже при ликвидации НАУ она отошла бы Министерству образования", — говорит проректор по учебно-методической работе Сергей Иванов.

Александр Ильченко, Анастасия Кошиль

Источник: www.segodnya.ua