28.02.08 
Украинское правительство кардинально пересмотрело свою политику в отношении национальных аэропортов. Новый проект государственной концепции развития аэропортового комплекса до 2020 г., который будет рассмотрен правительством в марте закрепляет все аэропорты исключительно в государственной собственности и практически отрезает частному капиталу доступ к бизнесу в данном сегменте.

Госавиаадминистрации практически завершила доработку госконцепции развития аэропортового комплекса до 2020 г. Наиболее революционными изменениями в этом документе является то, что в нем нет деления на аэропорты общегосударственного значения и региональные, все они закрепляются в государственной собственности. Еще одним важным нововведением стало исключение возможности передачи целостных комплексов аэропортов в аренду на любых условиях, в том числе концессии.

Если данная концепция будет утверждена, это будет означать, что вся ответственность за развитие украинских аэропортов ложится исключительно на плечи государства. Однако, в бюджете-2008 предусмотрено всего лишь около $200 млн. на строительство, реконструкцию и развитие украинских аэропортов государственной и коммунальной формы собственности. Реальные же потребности в инвестициях для восстановления 7 самых важных региональных аэропортов страны (Донецк, Днепропетровск, Харьков, Одесса, Симферополь, Львов и Жуляны), по предварительным оценкам Минтранссвязи, составляют от $800 млн. до $3,5 млрд.

Это обусловлено, прежде всего, проведением Евро-2012 в Украине, внедрением в 2008-09 гг. авиационной политики «открытого неба», а также ежегодным 20-30% ростом внутреннего рынка авиационных услуг. Проблема выбора наиболее эффективного пути существенной реконструкции и последующей эксплуатации отечественных аэропортов вызывает острый диспут в политической, правительственной и экспертной среде.

Премьер-министр Юлия Тимошенко выступает против приватизации взлетно-посадочных полос (ВПП), систем безопасности и навигации аэропортов, требуя принятия спецзакона, стимулирующего приватизацию только терминалов. В свою очередь, председатель Нацагентства по вопросам подготовки и проведения Евро-2012 Евгений Червоненко оппонирует, отмечая, что оперативное восстановление аэропортов возможно осуществить, когда ВПП и инфраструктура принадлежат одному частному владельцу. Тогда государство должно контролировать аэродвижение, а частный владелец добросовестно исполнять все распоряжения Минтранссвязи.

Запрет приватизации ВПП, с точки зрения президента ассоциации «Аэропорты Украины» Анатолия Троценко, приведет к тому, что частник будет снимать финансовые сливки благодаря обслуживанию самолетов и пассажиров. А государству придется постоянно аккумулировать бюджетные средства для содержания ВПП в надлежащем состоянии. В случае покрытия этих расходов за счет увеличения аэропортового сбора, можно ожидать автоматического подорожания авиабилетов и сокращения и так незначительного пассажиропотока на внутренних рейсах.

«Любая схема приватизации аэропортов в Украине является неприемлемой и опасной, – предостерегает руководитель комитета ВР по региональному строительству и екс-мэр Киева Александр Омельченко. - В действительности, основной интерес сконцентрирован на тысячах ценных гектаров земельных ресурсов, которые расположены вблизи аэропортов. Отдельно аэропорты практически не представляют никакой ценности. Считаю, что в приватизации, прежде всего, заинтересованы 5-7 ФПГ и олигархических кланов, а также определенные коммерческие банки, которые получили лицензию от Нацбанка на финансирование программы Евро-2012».

Пока политики, чиновники и эксперты полемизируют между собой, местные власти и менеджмент аэропортов знакомят с грандиозными планами реконструкции, смело объявляют огромную смету расходов, приглашают к сотрудничеству украинских и иностранных инвесторов.

В конце января ГП «Международный аэропорт Борисполь» получило первый транш в размере 8 млн. грн. для строительства нового терминала D в рамках кредитной линии Японского банка международного развития (JBIC). В 2005 г. правительство и JBIC заключили соглашение о предоставлении кредита на сумму $180 млн. сроком на 30 лет с 10-летним льготным периодом под 1,5% годовых. Финансовые обязательства «Борисполя» составляют $60 млн.

Достаточно выгодные условия кредитования ярко свидетельствуют о привлечении к строительству компаний именно из страны восходящего солнца. Согласно договору между правительствами двух государств, японские компании во время строительства терминала освобождаются от всех налогов, фискальных сборов и пошлин. К тендеру допускаются только компании со среднегодовым оборотом на протяжении последних пяти лет не менее $250 млн. и опытом строительства трех похожих терминалов. Этим требованиям отвечают японские строительные компании –– TAISEI Corporation и Nishimatsu Construction Co.

И.о. председателя Бориспольской райгосадминистрации В.Богуславский сообщает, что проект предусматривает сооружение нового терминала с пропускной способностью 1000-1500 пассажиров/час-пик (до 8 млн. пассажиров в год), 3-5-этажного автопаркинга, ремонт дорог между взлетной полосой и терминалами. Над проектом работает японская компания Japan Airport Consultants в партнерстве с Nippon Koei Co. Сроки строительства: II квартал 2008 г. – III квартал 2010 г.

Украинская девелоперская компания DEOL Partners планирует до 2012г. вложить $463 млн. в проект строительства многофункционального комплекса недалеко от будущего нового терминала МА «Борисполь» под названием «Kyiv Airport City». Общая площадь земельного участка –– 8,01 га., под офисные помещения –– 153 тыс. кв. м, конференц-центр, 3-5-ти звездочные гостиницы и паркинг на 4,700 мест.

А всемирноизвестный бельгийский оператор Rezidor Hotel Group анонсировал открытие в 2009г. гостиницы Radisson SAS Airport Hotel Kyiv (250 номеров, конференц-залы на 400 человек, салон красоты, бассейны, сауны, фитнесс-центр), что расположится в 8 км. от аэропорта в с.Счастливое. Владельцем гостиницы будет компания V.І. Center LLC, ориентировочный объем инвестиций оценивается в $50 млн.

 то же время, следует отметить, что грандиозные планы по реконструкции главных воздушных ворот Украины декларируются уже несколько лет. Более того, каждый новый министр транспорта и связи начинает проводить собственную кадровую политику в «Борисполе». В свою очередь новый менеджмент старается полностью отмежеваться от наработок своих предшественников и представить свой «уникальный» план развития аэропорта. В итоге на сегодняшний день реализовать не удалось ни один из них.

О проектах модернизации региональных аэропортов читайте во второй части статьи

Владимир Тиравский

Источник: www.ugmk.info