Документ выгоден производителям машин подобного класса, которые пока не имеют налаженного внутреннего рынка сбыта своей техники, а также владельцам бизнес-самолетов. Блокировать принятие законопроекта, с тем чтобы не пускать на рынок конкурентов, могут структуры «Привата».
На сайте ВР зарегистрирован проект закона «О внесении изменений в закон о запрете ввоза и реализации на территории Украины этилированного бензина и свинцовых добавок к бензину (в отношении авиатоплива)». Авторы документа предлагают сделать исключение для топлива сорта Avgas 100LL, содержащего свинца 0,56 г/л, и разрешить ввоз его на территорию нашей страны. «Во всех развитых странах мира сверхлегкие самолеты заправляют именно этим видом топлива. У нас использование всех видов этилированного топлива с высоким содержание свинца запрещено, поэтому владельцы бизнес-джетов (деловые самолеты.— «і») вынуждены заправляться обычными автомобильными бензинами. Хоть этот вид топлива примерно в два раза дешевле, его качество не отвечает техническим требованиям легких самолетов. Это нередко приводит к выводу техники из строя и даже авариям»,— рассказывает один из авторов законопроекта Игорь Воротнюк.
Скорее всего депутатскую инициативу деловая элита, владеющая легкими самолетами и вертолетами, оценит положительно. По разным данным, в личных ангарах украинских бизнесменов сегодня стоит от 50 до 100 подобных летательных аппаратов. Впрочем, потенциал нашего рынка, считают эксперты, в разы больше. Большинство отечественных производителей судов для малой авиации отправляют свою продукцию на экспорт. Киевский завод «Аэропакт» (учредители Юрий Яковлев и Олег Литовченко) произвел в 2007 г. 65 легких самолетов, и все они были реализованы за пределами Украины. В Херсоне налажено производство ультралегкой техники немецкой фирмой Flight Design, которая продает свои машины в основном в США (около 200 единиц в год). Сертификацией и поиском потенциального рынка сбыта сверхлегких самолетов сейчас занимается входящая в орбиту Николая Толмачева «ТММ-авиа» (сборка осуществляется в Харькове). Одной из причин невысокого интереса украинцев к малой авиации эксперты называют запрет на импорт специального авиабензина. «В свое время мы отказались от развития сегмента малой авиации именно из-за того, что ввоз авиабензина для легких самолетов был запрещен»,— говорит гендиректор авиакомпании ARP-410 Владимир Поляковский. Впрочем, поговаривают, что бензин модификации Avgas 100LL и раньше ввозился в Украину нелегально.
Открытие рынка для импортного топлива ущемляет интересы концерна «Галнефтегаз», который связывают с группой «Приват». В 2007 г. «Галнефтегаз» провел сертификацию безсвинцового авиационного бензина Avgas 91/96UL польского производства, и с июля того же года наладил его поставки. Как сообщили в «Галнефтегазе», бензин Avgas 91/96UL в Европе имеет допуск эксплуатироваться для всех типов воздушных судов, которые потребляют Avgas 100LL. При этом на предприятии уверяют, что стоимость польского топлива даже на пару гривень дешевле ввозимого нелегально на территорию страны авиабензина Avgas 100LL. Поэтому в компании заявили, что конкуренции с новой маркой не боятся: «У нас есть своя постоянная клиентская база. Рынок растет, и места на нем хватит всем».
Авторы: Екатерина ГРЕБЕНИК, Наталья ДАВЫДЕНКО
Источник: eizvestia.com