В понедельник, 17 марта, во Львове начинается слушание дела генералов, которых обвиняют в причастности к авиакатастрофе на аэродроме Скнилов.
Как сообщает "Немецкая волна", Военный апелляционный суд Центрального региона организовал десятидневное выездное заседание, чтобы заслушать показания потерпевших этой трагедии.
Повестки явиться на судебные слушания получили более полутысячи потерпевших, сообщил председатель общественной организации "Скниливская трагедия" Стефан Козак. В то же время он допускает, что любителей свидетельствовать будет немного: "Поскольку все уже потеряли веру в справедливость, многие измучились от допросов, не все могут вспоминать тот кровавый день".
Во время судебных заседаний во Львове потерпевшие намерены подавать иски на возмещение морального и материального ущерба. Председатель организации убежден, что в этот раз на скамье подсудимых действительно виновники трагедии, и это резонансное дело имеет шанс получить логическое завершение.
Впрочем, отметил Козак, "после амнистии одного из пилотов многие уже разочаровались в справедливости суда". Он также считает, что суд цинично относится к потерпевшим. В частности, его жену, которая умерла еще два года назад, уже во второй раз вызывают на слушание, хотя в материалах дела есть документы о ее смерти.
Как сообщалось, во вторник, 26 февраля, в Военном апелляционном суде Центрального региона началось оглашение обвинительного заключения в отношении трех бывших генералов ВВС Украины Виктора Стрельникова, Александра Волошенко, Владимира Алексеева и нынешнего первого заместителя командующего Воздушными силами Сергея Онищенко, причастных к организации Скниловского авиашоу, во время которого в результате падения самолета Су-27 в 2002 году погибли 77 человек.
В частности, в материалах обвинительного заключения отмечается, что, кроме нарушений, которые были допущены пилотами при выполнении фигур высшего пилотажа, есть совокупность нарушений в подготовке к демонстрационным полетам и служебная халатность должностных лиц - "правовых оснований для празднования 60-й годовщины 14-го авиакорпуса не было".
В соответствии с существующими нормативно-правовыми актами, государственным предприятиям, ведомствам, учреждениям, организациям запрещено проводить массовые мероприятия по случаю очередной годовщины раньше, чем через 25 лет с целью сохранения бюджетных средств.
Тем не менее, как указывается в заключении, командующий на то время 14-м авиакорпусом Онищенко в апреле 2002 года принял решение отпраздновать 60-ю годовщину со дня образования корпуса и включить в программу мероприятий демонстрационные полеты на малой высоте с использованием фигур высшего пилотажа, в частности на самолете Су-27УБ. 23 апреля того же года он издал соответствующий приказ о создании организационного комитета по подготовке к празднику и телеграммой известил на то время командующего ВВС Украины Стрельникова.
В свою очередь Стрельников, зная о существующих нормативных документов, "не запретил Онищенко празднование "надуманной" годовщины". Вместо этого издал распоряжение подготовиться к проведению праздника.
В материалах заключения отмечается, что при этом должностные лица знали, что для демонстрационных полетов "нормативной базы в Украине не существует", а потому ограничились распоряжениями, а не организацией работы, в частности, по разработке нормативных документов, регламентирующих проведение демонстрационных полетов.
Также должностные лица не контролировали подготовку экипажа к такому роду мероприятий. В первую очередь пилотам не были доведены размеры пилотажной зоны, а незадолго до праздника Онищенко отменил генеральную репетицию запланированного шоу на аэродроме "Скнилов", в том числе и с использованием самолета Су-27. О своем решении Онищенко проинформировал Алексеева и Волошенко, которые согласились с ним.
В то же время каких-либо документов, подтверждающих проведение с летчиками Су-27 Егоровым и Топонарем штурманской подготовки, не выявлено. Также не разрабатывалась специальная программа полета для экипажа; а репетиция демонстрационного полета проходила только один раз.
Вместе с тем должностные лица не проверили соблюдение правил безопасности в районе Скниловского аэродрома и зоны пилотирования; не довели до населения, в частности зрителей, информацию о возможной опасности и риске.
В результате недостаточно подготовленный экипаж самолета начал выполнять фигуры высшего пилотажа непосредственно над аэродромом вблизи к расположению людей, и при выполнении третьей фигуры пилотажа (косой петли с поворотом) пилоты допустили ошибку, в результате которой самолет столкнулся с бетонным покрытием аэродрома и стал продвигаться в направлении зрителей.
27 июля 2002 года на военном аэродроме Скнилов в результате падения самолета Су-27 погибли 77 человек, в частности 28 детей. Еще 500 человек признаны судом пострадавшими.
Источник: newsukraine.com.ua