Кому все же принадлежит “Мотор Сич”?
“Народный капитализм по-моторовски” — так называлось интервью председателя правления ОАО “Мотор Сич” Вячеслава Богуслаева, опубликованное в парламентской газете “Голос Украины” 12 сентября 2001 года. Народный капитализм на отдельно взятом предприятии таки состоялся. Более того, сегодня этот “народ” можно назвать поименно.
А вот сам завод из-за сокращения количества заказов на авиадвигатели, похоже, ожидают не очень радужные перспективы...
Ради “трудового коллектива”
Интервью парламентской газете подвело итог многолетней борьбы за 20-процентный пакет акций “Мотор Сичи” — последний, принадлежавший государству. Группа народных депутатов Украины (Федор Судницын — сам из “моторовцев”, Виктор Пинзеник, Сергей Соболев и другие) добивалась продажи госпакета акций на открытых торгах, побаиваясь(как оказалось впоследствии, не без оснований) монополизации власти на ведущем предприятии украинского самолетостроения. Но руководство запорожского предприятия убедило тогдашнюю верхушку государства в том, что трудовой коллектив сможет стать эффективным собственником. Вячеслав Богуслаев в своем интервью гордо заявил: “По крайней мере, не отдав 20-процентный пакет акций нашего предприятия в чужие руки, мы можем быть уверенными в том, что пятая часть прибыли “Мотор Сичи” не будет вывезена во всяческие оффшоры, а пойдет на модернизацию новых, перспективных программ, в конце концов, на ту же зарплату людям”.
В то же время предприятие дополнительно получило значительную помощь: был принят Закон о государственной поддержке самолетостроительной отрасли Украины. Что же мы получили на самом деле?
“Народ” можно назвать поименно
Ведущее предприятие Украины, главный наполнитель городского бюджета, гордость Запорожского края — хорошо известный фасад открытого акционерного общества “Мотор Сич”, недавно отметившего свое столетие. О том, что варится в котле “народного капитализма”, известно немногим и немного. А варится то, что и при любом капитализме, назови его хоть трижды народным, — деньги.
По данным официального сайта ОАО “Мотор Сич”, на предприятии сегодня — больше 12 тысяч акционеров. В руководящие органы ОАО (совет директоров, наблюдательный совет, ревизионная комиссия) входят главные специалисты, начальники цехов и даже рядовые работники: дефектоскопист и испытатель. Чем не настоящее народное представительство?
Так, но не совсем. Хотя каждый из акционеров обладает частицей общего “пирога”, распоряжаются “банкетом” избранные — обладатели самых крупных пакетов акций.
В целом уставной фонд ОАО состоит из 2 миллионов 77 тысяч 990 акций. Из них 23,48% принадлежат физическим лицам, в среднем где-то по 160 штук на каждого акционера. Но среди лиц есть один-единственный, у кого акций аж 311 тысяч 421 (14,9%). Его имя — Вячеслав Александрович Богуслаев — Герой Украины, председатель совета директоров. Кому же принадлежат остальные акции?
Из общедоступных источников разобраться в структуре уставного капитала “Мотор Сичи” невозможно. Информация для потенциальных инвесторов, размещенная на официальном сайте предприятия, тоже ничего не разъясняет.
На 1 ноября 2007 года свыше 46% акций числилось за обществом с ограниченной ответственностью “Гарант Инвест” (г. Запорожье) и более 25% — за открытым акционерным обществом “МФС” (г. Киев). Но тут же указано, что эти структуры -номинальные держатели, а посему не могут быть собственниками ценных бумаг (очень удобный, кстати, способ что-либо спрятать от постороннего ока). Реальных собственников акций попробуем “вычислить” из косвенных источников.
База данных Запорожья за 2005 год (продается на радиорынке, недорого) свидетельствует, что учредителями ОАО “Мотор Сич” является группа физических лиц (В .А. Богуслаев, П.Д.Жеманов, О.Л.Гарин, А.А.Тиханский) и уже знакомое “Гарант Инвест”. В свою очередь, учредителями “Гарант Инвеста” числятся ООО “Гарант Альфа” (учредитель О.Ю.Яковлев), и закрытое акционерное общество “Торговый дом “Елена” (В.А.Давидов, С.С.Лебеденко и страховая компания “Мотор Гарант”), А вот одним из учредителей страховой компании “Мотор Гарант” является... ОАО “Мотор Сич”.
Несложно заметить, что в этом замкнутом круге — подчиненные председателя совета директоров и зависимые от него структуры. Поэтому реального собственника “Мотор Сичи” можно назвать наверняка. Это — народ, и имя ему — Богуслаев Вячеслав Александрович.
На родине колорадского жука
Как ни стращал “народный” капиталист оффшорами, суровая капиталистическая действительность заставляет его раскладывать денежки и по заграничным “корзинам”. Судя по финансовому отчету по итогам 2006 года, 748 005 (35,997%) акций “МоторСичи” принадлежали компании “Bartens Allians LTd” (Бартенс Альянс ЛТд), зарегистрированной в США, в штате Колорадо. Этот штат до сих пор известен украинцам разве что как родина ненавистного картофельного жука.
Объяснение странного выбора находим на русскоязычном сайте штата. Оказывается, Колорадо — “привлекательный штат для регистрации компаний”. Он не входит в “черный список” оффшорных юрисдикций (территорий). Колорадские компании могут вести бизнес по всему миру. В то же время, если компания из этого штата управляется нерезидентами США и не ведет бизнес в США, она может вообще не платить налоги и не сдавать отчетности! Стоимость услуги по регистрации компании — всего лишь 1,5 тысячи долларов. Еще около 2 500 “зеленых” нужно потратить на дополнительные услуги, а 900 у.е. уйдет на ежегодную поддержку компании. Для солидных предпринимателей эти затраты необременительны.
6,058% акций — собственность “Business House Helena AG”, зарегистрированной в совершенно оффшорной Панаме. Еще 5,7% акций принадлежит столичному коммерческому банку “Финансы и кредит”.
Заметим, что накануне общего собрания акционеров в марте 2007 года пакет акций колорадской компании “Мотор Сичи” резко уменьшился до 9,7%. Впрочем, это не обязательно свидетельствует о структурных изменениях в уставном капитале. Перетекание ценных бумаг между акционерами может происходить “под обстоятельства”, особенно при наличии Хозяина и послушного независимого регистратора. И то и другое на “Мотор Сичи” наличествует.
Просто капитализм
“Народный капитализм по-моторовски” сегодня — просто капитализм. И, замечу — не худшего образца. “Мотор Сич” предоставляет работу двум десяткам тысяч запорожцев. Как утверждает Вячеслав Богуслаев, его предприятие — чуть ли не единственное в Украине выплачивает дивиденды по акциям. Правда, данные о зарплате на “Мотор Сичи” скудны и не представлены даже на официальном сайте предприятия. Хвастаться нечем. В интервью одной из столичных газет весной 2006 года Вячеслав Александрович среднюю зарплату на родном предприятии оценил в 150-200 долларов в месяц. Надеемся, с тех пор она возросла, поскольку тысяча гривен сегодня — это совсем ничего...
Как на любом нормальном капиталистическом предприятии, “Мотор Сич” предлагает своим работникам необходимый минимум социальных благ (больницы, базы отдыха, спортивные объекты), одновременно воспитывая твердый корпоративный дух. Многие моторовцы искренне уверены, что работают на лучшем предприятии Украины. На самом деле “народный капитализм по-моторовски” дает шанс на выживание своим работникам, но разбогатеть здесь могут очень немногие.
Не Ахметов, но все же...
Вячеслав Александрович Богуслаев считается одним из самых богатых людей Украины. Журнал “Фокус” в марте 2007 года оценил его состояние в 106 миллионов долларов. Конечно же, не сравниться с “империей” Ахметова, но на собственную “республику” можно претендовать.
“Республике” Богуслаева принадлежат 4 крупных производства, составляющих основу “Мотор Сичи”: моторостроительный и машиностроительный заводы в Запорожье, машиностроительные заводы в Хмельницкой и Донецкой областях, а также одноименная авиакомпания.
Как утверждает “Деловая столица”, недавно Вячеслав Богуслаев выкупил почти треть акций еще одного предприятия авиастроительного комплекса — Первомайского механического завода. Он положил глаз и на своего пока не капиталистического соседа — Запорожское машиностроительное конструкторское бюро “Прогресс” имени А.Ивченко, входящего в государственный авиастроительный концерн “Авиация Украины”. Многочисленные предприятия “республики” выпускают не только авиатехнику, но и сепараторы, детские коляски, мясопродукты, рыбу, минеральную воду и многое другое.
Вячеслав Богуслаев частенько любит ссылаться на мнение “трудового коллектива”. А это мнение успешно создают собственные средства массовой информации: телерадиокомпания, несколько газет. Как водится, есть в “республике” и “армия”: собственные охранные структуры и щедро финансируемое некое “казачье войско”.
Что общего между “ Мотор Сичью” и пепси-колой?
Пять лет назад в одном из интервью Вячеслава Александровича спросили: не будет ли так, что его предприятие перейдет на выпуск ложек. Тогда это воспринималось как шутка и полная чушь. Сегодня же перспективами производства авиадвигателей, да и всей авиастроительной отрасли в Украине озабочены не на шутку.
Новые воздушные лайнеры в Украине почти не выпускаются. За последние три года украинский авиапроизводитель — Харьковское государственное производственное предприятие — ввел в эксплуатацию лишь 13 самолетов семейства АН. Что бы ни говорили о патриотизме, а отечественные авиаперевозчики стараются формировать парк воздушных судов преимущественно из “Боингов”...
Можно утверждать, что заявленная государственная программа отечественного авиастроения не сработала. Выжить в самых сложных условиях 90-х и укрепиться потом “Мотор Сичи” помогла “твердая валюта”: оборонные заказы соседнего государства — России, которая о поддержании своей военной мощи на страх агрессорам не забывает никогда. Украинское предприятие до сих пор остается монопольным поставщиком двигателей для российских вертолетов. Но одно-векторная направленность “Мотор Сичи” на неутолимый российский рынок с его отсталостью от Европы и Америки сыграла с предприятием злую шутку. “Вечная дружба”, обещанная еще Богдану Хмельницкому 350 лет назад, завершилась окончательно. Согласитесь, трудно дружить с тем, кто постоянно пугает тебя то отключением газа, то ядерными ракетами. Украина бесповоротно взяла курс на Евросоюз и НАТО. Россия, с ее болезненной ревностью к чужеземному военному ведомству, решила производить вертолетные двигатели у себя дома, чтобы, ясное дело, не якшаться с натовскими “прихвостнями”. К тому же Россия определила для себя престижную цель: производить двигатели нового поколения не хуже, чем в Америке. Чего, как считают тамошние специалисты, невозможно сделать в Запорожье без коренной и очень затратной перестройки “Мотор Сичи”.
На этом фоне стремительно падает рыночная стоимость запорожского предприятия. Недавно на фондовом рынке продали 6% акций “Мотор Сичи” — за 18,7 миллиона долларов. Исходя из этого, общая рыночная стоимость всего предприятия составляет 311,7 миллиона у.е. Для сравнения. По информации украинских Интернет-изданий, компании “Пепси Америкас” и “ПепсиКо” приобрели украинского производителя соков “Сандору” за 542 миллиона “зеленых”.
Так что “Мотор Сичи”, может, и придется перейти на ложки...
Иван ЮВАС
Источник: ukrrudprom.com