04.04.08 
Наша страна входит в десятку стран мира, производящих самолеты, находится среди лидеров по космическим пускам и по перевозке транспортной авиацией крупногабаритных и тяжелых грузов. На этом фоне недоумение вызывает состояние украинской военной авиации, вернее, отношение к ней тех, кто призван обеспечить воздушный щит и меч страны.

Декларации

Украина декларирует стремление иметь современные Воздушные силы, способные решать широкий спектр задач защиты воздушного пространства, поддержки сухопутных и военно-морских сил и даже участвовать в совместных операциях НАТО. Реализация этих планов зависит от множества факторов, основополагающим среди которых является наличие подготовленных летчиков и других специалистов, а также адекватного арсенала летательных аппаратов различного назначения, зенитно-ракетных, радиотехнических и др. средств. Что объективно сделать неимоверно сложно.

В декабре 2007-го исполнилось три года со дня создания нового вида Вооруженных сил Украины — Воздушных сил — одного из главных носителей боевого потенциала нашей армии, предназначенного для охраны воздушного пространства и прикрытия важных объектов страны. Их формирование началось в 2004 г. на базе Военно-воздушных сил и Войск противовоздушной обороны. Сегодня они включают командование Воздушных сил, управления воздушных командований «Запад», «Центр» и «Юг», авиационные части (в том числе четыре истребительные, одну бомбардировочно-разведывательную, штурмовую, три транспортные авиабригады), зенитно-ракетные и радиотехнические части, а также структуры обеспечения.

Помимо боевой подготовки, их главной задачей в мирное время является несение боевого дежурства по противовоздушной обороне. За прошлый год, например, радиотехническими войсками было выявлено и проведено свыше 300 тыс. воздушных судов, а в среднем за сутки выявляется и проводится около 1 000 целей. По результатам боевого дежурства в 2006 г. предотвращены 2 нарушения государственной границы и прекращены 28 нарушений правил использования воздушного пространства страны. На боевое дежурство одновременно заступает свыше 2 тыс. человек и до 400 единиц техники.

Также военная авиация представлена в составе Сухопутных войск тремя полками армейской авиации, а в Военно-морских силах — морской авиационной бригадой. В числе украинских миротворческих контингентов выполняют задачи вертолетчики из состава 56-го отдельного вертолетного отряда ВС Украины Миссии ООН в Либерии.

На вооружении ВВС Украины имеется около 160 истребителей МиГ-29, из которых около 70 в будущем планируется модернизировать, а также сократить парк Су-27 с 55 до 35 самолетов, которые тоже будут модернизированы. Согласно некоторым заявлениям, весь парк самолетов Су-24 вообще спишут, а 25 из 58 штурмовиков Су-25 будут усовершенствованы. Украинские ВВС также располагают парком примерно из 20 транспортных самолетов Ил-76 и около 20 Ан-24/26. Со временем Украина намерена модернизировать Ил-76. Имеются также долгосрочные планы по закупке для транспортной авиации самолетов Ан-70 и даже Ан-140 и Ан-148.

Что касается других проектов, то в армии проходит работа по Программе развития системы медицинского обеспечения ВС Украины на период до 2011 года. На сегодня в рамках ее реализации в составе авиационной транспортной бригады, которая дислоцируется в Винницкой обл., уже сформировано смешанное авиационно-транспортное подразделение санитарной авиации. В его составе — авиационный отряд поисково-спасательного и санитарно-транспортного обеспечения (четыре самолета Ан-26) и два вертолетных санитарно-транспортных звена (шесть вертолетов Ми-8).

Основной задачей этого авиатранспортного подразделения является осуществление экстренных лечебно-эвакуационных мероприятий. Благодаря возможностям реанимационно-операционного самолета Ан-26 Vita, который также в составе авиационного отряда, личный состав этого подразделения способен выполнять реанимационные мероприятия, интенсивное лечение и хирургическое вмешательство как в полете, так и на земле.

Сегодня пока что существует один такой самолет, но в будущем в реанимационно-операционный вариант запланировано переоборудовать еще одну машину.

За последние несколько лет имели место поступления единичных образцов летательных аппаратов в состав военной авиации Украины. Так, накануне 2007 г. ВСУ приняли на вооружение модернизированный воздушный пункт управления украинского производства на базе самолета Ан-26, которому, как было заявлено руководством военного ведомства, не существует аналогов на территории СНГ. Весь комплекс работ по созданию воздушного пункта управления от проектирования до испытания осуществлен в достаточно короткий срок — около 12 месяцев.

Работы по переоборудованию выполнялись на базе АНТК им. О. Антонова и Киевского авиационного завода «Авиант». В воздушном пункте управления есть салон оперативного состава с автоматизированными рабочими местами, электронной системой отображения информации и оборудованием связи с другими автоматизированными системами управления, которые используются в ВС Украины. Кроме того, пункт управления оснащен мощным узлом связи, который обеспечивает все виды связи с абонентами, соответствует стандартам по помехозащищенности и нормам радиоэлектронного противодействия.

В феврале 2007 г. морская авиация ВМС Украины пополнилась самолетом Ан-26. Реконструировали и модернизировали его в Киеве, и теперь он базируется на Сакском аэродроме. До сегодняшнего дня в составе морской авиации был только один Ан-26 — в основном он перевозил командование.

Командующий ВМС вице-адмирал Игорь Тенюх:

«Кроме Ан-26, мы уже подняли на крыло два самолета Бе-12. Командир авиационной бригады проверил готовность вертолета Ка-27 для фрегата «Гетьман Сагайдачний», который вскоре также будет в строю. Сейчас идет интенсивная работа по подготовке еще двух самолетов Бе-12. Все это даст возможность увеличить боеготовый состав морской авиации и поднять уровень летной подготовки морских летчиков».

Реальности

2006-й прошел под озвученным руководством Минобороны лозунгом «Года Воздушных сил». Но, к сожалению, соответствующие планы боевой подготовки были выполнены лишь на 80%. Средний налет экипажей из наиболее боеготовых частей украинской армии, отнесенных к Объединенным силам быстрого реагирования, составил 68 часов. 12 мин., т. е. 76% годового плана. Причины традиционны — недостаточное и нерегулярное финансирование.

Есть основания утверждать и о наличии ряда других проблем у военной авиации Украины. Ведь на сегодня Воздушные силы хотя и укомплектованы всеми необходимыми видами авиационной и другой техники, ее общее состояние характеризуется довольно быстрыми темпами морального и физического старения. Свыше 60% авиационной техники находится в эксплуатации более 15 лет.

Подобная ситуация с вооружением и техникой частей зенитных и радиотехнических войск. Уже к 2005 г. 55% боевых самолетов и зенитных ракетных комплексов (ЗРК), свыше 97% автомобильной техники, 53% автоматизированных систем управления и 45% радиоэлектронной техники нуждались в ремонте. 80% зенитных управляемых ракет для ЗРК средней дальности были небоеспособными. Парк самолетов в основном исчерпает свой ресурс в 2010—2011 гг., заканчиваются сроки эксплуатации многих систем ПВО.

Несмотря на проводимые под видом реформ сокращения, потребности в современном арсенале большие. Согласно заявлениям руководства военного ведомства Украины, имеются планы по реорганизации до конца 2011 г. Воздушных сил в пять региональных центров управления и оповещения под общим руководством штаба Воздушных сил. Авиационной составляющей будут бригады: две истребительные (одна — на МиГ-29, вторая — на Су-27), одна штурмовая разведывательная (на Су-24/Су-24МР), одна штурмовая истребительная (на Су-25 и МиГ-29), одна транспортная, а также учебная (названия авиационных частей приведены согласно терминологии военного ведомства. — Авт.).

Учитывая финансовые ограничения, основным направлением обеспечения Воздушных сил ВС Украины образцами авиационной техники до 2015 г. станет использование возможностей существующего парка летательных аппаратов с учетом их дальнейшей модернизации, что может поднять боевые возможности летательных аппаратов до уровня современных требований.

В данном контексте запланировано усовершенствование боевых самолетов МиГ-29 и Су-25, боевых вертолетов Ми-24, реализация нового проекта по разработке беспилотного летательного аппарата. Причем заявлено о проведении летных испытаний штурмовика Су-25 после завершения первого этапа его модернизации. Завершается также модернизация самолета Л-39.

К сожалению, сейчас реконструкция самолетов Л-39 и Су-25 осуществляется за счет собственных средств авиаремонтных предприятий. Военные утверждают, что полученные образцы будут испытаны и в случае успешного результата — приняты на вооружение. Только после этого заводам компенсируют расходы.

Что касается зенитно-ракетных войск, то Украина пока не может обеспечить Воздушные силы современным зенитным ракетным комплексом собственного производства, а закупка за границей является слишком дорогостоящей. Поэтому Государственной программой развития вооружения и военной техники Вооруженных сил Украины предусмотрено осуществить мероприятия по модернизации ЗРС С-300ПС и ЗРК

«Бук-М1». Планируется также к модернизованным комплексам закупить новые зенитные управляемые ракеты.

Почему?

В сентябре 2007 г. министр обороны оптимистично заявил, что украинский оборонно-промышленный комплекс в 2008 г. сможет изготовить и модернизировать вооружение и военную технику для ВСУ на сумму до 4 млрд. грн.

«Наша оборонная промышленность в последние годы освоила новые технологии, которые отвечают нашим потребностям, и на следующий год наша оборонная промышленность в состоянии и людьми, и технологической базой изготовить новую технику, которая уже принята на вооружение, или модернизировать старые образцы по тем программам, которые уже утверждены, в объеме до 4 млрд. грн.», — отметил Анатолий Гриценко. В принципе декларации бывшего министра можно было понять — приближались выборы, и стояла задача любой ценой получить голоса избирателей.

Но избирательная гонка закончилась, и на поверхность вновь всплыли реальные цифры. Во всяком случае, по словам начальника финансово-экономического управления Воздушных сил Украины Александра Бондаря, «В 2007 г. Воздушным силам Украины назначено расходов в размере 41,4% от потребности. Это позволяет профинансировать на 100% лишь содержание личного состава, а по другим направлениям расходов финансирование составляет 23,8% от потребности».

Из выделенных финансов Воздушные силы на конец октября 2007 г. были профинансированы лишь на 69,9%, в том числе выделено на содержание личного состава 74,3% и 11,1% по другим направлениям расходов, добавил он. Сравнивая сметные назначения по бюджетной программе «Материально-техническое обеспечение боевой, оперативной и физической подготовки войск» в 2006 и 2007 гг., начальник финансово-экономического управления Воздушных сил Украины отметил, что в этом году на мероприятия боевой подготовки выделено средств значительно меньше.

«Общий уровень назначений по данной программе по сравнению с 2006 г. уменьшен на 73,2%. При этом на настоящее время профинансировано лишь 39,1% от назначений», — сообщил Александр Бондарь. Из-за недостаточного финансирования не удалось улучшить состояние работ по модернизации, ремонту и обслуживанию боевой техники и вооружения Воздушных сил. На восстановление боеспособности частей и соединений Воздушных сил, которые входят в состав Объединенных сил быстрого реагирования и Основных сил обороны, назначено лишь 6,6% от потребности, а профинансировано — лишь 40% этой суммы.

Помимо недостаточного финансирования, сомнения вызывает правильность избранных направлений развития авиации или же их отсутствие. По мнению гендиректора «Укрспецэкспорта» Сергея Бондарчука, сегодня никто в Украине не может точно обозначить, на каких самолетах будут летать наши пилоты через 10 лет: Eurofighter, Су-30 или F-16. В связи с такими дилеммами, которых десятки, для украинского ОПК нет ориентиров по созданию, скажем, авиационных ракет, систем связи, управления и многого другого. В любом случае совершенно очевидно, что необходима диверсификация международных научных и производственных связей предприятий ОПК и диверсификация источников поставок вооружений и военной техники для Вооруженных сил.

Украина не скрывает своих планов модернизации Воздушных сил в рамках подготовки к вступлению в НАТО, на которое она рассчитывает к концу текущего десятилетия. Как отмечает еженедельник «Джейнс дифенс уикли», глубина модернизации имеющегося авиапарка, что является ключевым условием для трансформации ВВС, будет зависеть от того, сумеет ли Минобороны сделать значительные дополнительные вливания в военный бюджет.

Данный аспект напрямую связан с реконструкцией парка военно-авиационной техники. Под предлогом необходимости адаптации к стандартам НАТО предстоят изменения в системах и узлах практически всех летательных аппаратов и систем обеспечения полетов. Основная составляющая предстоящей модернизации — информационная. Изменения затронут прежде всего системы связи, опознавания, навигации, целеуказания, наведения, управления воздушным движением.

По исторически сложившимся причинам украинские и западные подходы в построении систем бортового радиоэлектронного оборудования отличаются. Поэтому на фоне превосходства образцов авиационной радиоэлектроники зарубежного производства можно также прогнозировать настойчивое продвижение на украинский рынок продукции именно стран НАТО.

Ситуация выглядит странной хотя бы по той причине, что бывший министр обороны начинал свою карьеру в военной авиации и по логике должен быть близок к этому виду Вооруженных сил, в отличие от предшественников с «пехотно-танковым» прошлым... Хотя в голову упорно лезет мысль — а не мешает ли кому-нибудь наша страна воздушно-космическим потенциалом мирового уровня?

Владимир НИКОЛАЕВ

Источник: www.aviation.com.ua