Во время февральской встречи министр обороны РФ Анатолий Сердюков лично заверил министра обороны Украины Юрия Еханурова, что Кремль намерен продолжать участвовать в проекте Ан-70. Напомним, что в августе 2007 г. возобновление участия России было документально оформлено и подтверждено в форме Меморандума о взаимопонимании по развитию сотрудничества в области транспортной и пассажирской авиатехники, подписанного руководителями Госконцерна «Авиация Украины» и «Объединенной авиастроительной корпорации». А в сентябре прошлого года член правления ОАК Виктор Ливанов предложил забыть о конкуренции и объединить усилия двух стран для продвижения на международные рынки сразу двух ВТС - украинского Ан-70 и российского Ил-76.
Правда, в этом году появился достаточно важный нюанс во взаимоотношениях Киева и Москвы в этой сфере. Финансирование проекта будет происходить исключительно для потребностей МЧС России, т.е. на протяжении последних двух лет Минобороны России официально так и не изменило своего предвзятого негативного отношения к Ан-70. В частности, об этом свидетельствуют и заявления главнокомандующего ВВС РФ генерал-полковника Александра Зелина во время недавнего заседания Военно-промышленной комиссии по развитию военно-транспортной и гражданской авиации при правительстве РФ. Оценивая перспективы развития военно-транспортной авиации России, он отметил, что в классе легких ВТС, основное внимание будет концентрироваться на Ил-112В, в классе средних ВТС - запланирована реализация совместного российско-индийского проекта МТА на базе Ил-214, а в классе тяжелых ВТС базовым остается все-таки Ил-76. Одним словом, никакого упоминания об Ан-70 не было, что дополнительно характеризует неизменность позиции высшего военно-политического руководства России.
Напомним, что изначально, согласно условиям межправительственных соглашений, Россия обязывалась профинансировать 72-80% проекта (закупить для своих ВВС - 169 самолетов), а Украина - 20-28% или 64 самолеты. Предвидя сложности в обозримом будущем, российская и украинская стороны в 2002 г. даже взяли обязательство при случае краха производства, ответственность поделить в равных долях. Как утверждают украинские эксперты, в проект Ан-70 за все время сотрудничества Киева и Москвы уже вложено до $5 млрд. (30% от этой суммы – доля Украины).
Однако, в середине 2006 г. Россия заявила о прекращении реализации проекта Ан-70. Тогда бывшие министр обороны РФ Сергей Иванов и главнокомандующий ВВС, генерал Владимир Михайлов официально отказалась от финучастия в СП, аргументируя это следующими причинами:
• излишне высокая стоимость Ан-70;
• переход Ан-70 из средней в тяжелую весовую категорию;
• проблемы с распределением между странами прав интеллектуальной собственности на Ан-70;
• выявление в процессе испытаний в Ан-70 - 382 недостатков, 51 из которых непосредственно связан с безопасностью полетов;
• неспособность Ан-70 летать выше 8000 м;
• неспособность Ан-70 подниматься из грунтовой полосы;
• неспособность Ан-70 находиться в зонах высоких и низких температур.
В связи с этим российское военно-политическое руководство объявило вердикт: финансовое участие РФ в СП серийного производства Ан-70 – нецелесообразно, а вместо этого стоит сосредоточиться на продвижении достаточно дешевого Ил-76, который, по мнению россиян, превосходит украинский аналог.
В ответ, украинская сторона из уст пресс-секретаря АНТК им.Антонова Андрея Совенко и экспертов Центра исследования армии, конверсии и разоружения (ЦИАКР) обвинила Россию в сознательном саботаже процесса финансирования проекта (лишь на 7,7%). Не исключено, выход России с Ан-70 - это реакция на «оранжевую революцию» и возможное вступление Украины в НАТО.
В то же время, бывший главнокомандующий ВВС РФ (1998-2002 гг.), генерал Анатолий Корнуков считает, что НАТО и политика – это лишь внешний антураж, и что на самом деле, некоторые российские генералы меркантильно лоббируют интересы определенной конкурирующей авиастроительной компании. Еще в 2003 г. руководство российских ВВС прилагало титанические усилия, чтобы всеми возможными методами противодействовать появлению Ан-70. В частности, помешали испытанию самолета в зоне низкой температуры в Сибири, а также отказались экспонировать самолет на престижном международном авиасалоне «МАКС-2003» в Москве во время его посещения президентом РФ Владимиром Путиним.
Владимир Тиравский
Источник: www.ugmk.info