Президент компании «Аэростар» уверяет, что трансконтинентальный самолет за пять лет может заработать для своего владельца до 20 миллионов долларов.
Организация полетов для VIP-клиентов — очень специфический бизнес. Почему вы выбрали именно это направление?
В 80-е я был студентом Киевского института инженеров гражданской авиации. Главное управление геологии и картографии доверило нам разработку небольшого самолета. Работа велась в студенческом конструкторском бюро. Это был многофункциональный самолет, основная задача которого — вести аэрофотосъемку.
Вы уже тогда задумывались о том, чтобы стать бизнесменом?
Тогда о бизнесе я даже не думал. Я занимался любимым делом. И мне этого было достаточно. Но времена в стране менялись — Украина переходила на рыночные отношения. В Киеве появлялись первые представительства мировых брендов. Топ-менеджмент этих компаний столкнулся с тем, что у нас нет такого вида услуг, как авиатакси. Узнав, что небольшие самолеты конструируют в Киевском институте инженеров гражданской авиации, представители одной из компаний обратились к нам.
Мы тогда не сразу поняли, чего от нас хотят. Очень удивились, почему они не могут купить билет на рейсовый самолет. Нам объяснили, что некоторые люди просто не имеют права летать рейсовыми самолетами. И причин для этого множество — от вопросов личной безопасности до имиджа компании.
Первое украинское авиатакси вы делали на основе своего самолета?
Нет. За основу мы взяли самолет Ан-28 разработки АНТК им. Антонова. Это было подобие частного самолета. Но, естественно, нам пришлось привести Ан-28 в соответствие с требованиями бизнес-перевозок. Согласовывая с «антоновцами», мы меняли в нем начинку. Устанавливали диваны, музыкальный центр, спутниковую связь. В общем, все делалось по вкусу заказчика.
Это делалось на базе государственного предприятия. А как появился «Аэростар»?
Увидев, что в Украине растет спрос на авиатакси, мы решили этим воспользоваться. Но для того чтобы иметь право поднимать самолеты в воздух, нам нужно было создать собственную авиакомпанию.
После того как распался Советский Союз, многие высококлассные специалисты остались без работы. Поэтому с кадрами проблем не было. Мы собрали команду, которая в 1995 году начала свою деятельность под именем «Аэростар».
Вы собрали команду. Но у вас не на чем было летать. Где вы взяли самолеты?
В первую очередь мы искали бизнесменов и компании, которые часто летают. Потом убеждали их в том, что им будет выгодно купить личный самолет. Мы же со своей стороны предлагали услуги авиакомпании. А это пилоты, ангар, технический персонал и, главное, право осуществлять перелеты. Со временем такие люди нашлись. Примерно по такой же схеме мы работаем и сегодня.
При покупке самолета мы обсуждаем с владельцем условия его эксплуатации. Чтобы выполнять заказы тех, у кого личного самолета нет, мы всегда оговариваем наше право пользоваться самолетом в те дни, когда собственнику он не нужен.
И все на это соглашаются?
Конечно, нет. Некоторые люди категорически запрещают пускать кого-либо постороннего в их самолет. Это их право. Другие не видят в этом ничего страшного. Безусловно, во втором случае самолет еще и приносит прибыль своему хозяину.
Сколько сегодня самолетов в вашем распоряжении?
Мы обслуживаем 16 машин.
И ни один из них не принадлежит вам?
В нашей собственности один самолет. Мы купили его в 1998 году.
Кто финансировал покупку?
Мы купили его на деньги, которые заработала компания.
За три года вы заработали достаточно, чтобы купить самолет?
Если бы мы захотели, то купили бы не один. В конце 90-х — начале 2000-х на долю «Аэростар» приходилось 80% всех деловых полетов. Компания вышла на оборот около 5 миллионов гривен в месяц.
Почему же за это время вы купили только один самолет?
Нам хватает тех машин, которые у нас есть. Мы не стремимся скупить как можно больше самолетов. В первую очередь мы должны обслуживать на высшем уровне то, что у нас есть.
Все ли бизнесмены покупают самолеты для собственных нужд?
Нет. Некоторые вообще не летают на своем самолете. Покупают его для того, чтобы на нем заработать.
И много в Украине желающих вкладывать деньги в этот бизнес?
Конечно, нам бы хотелось, чтобы таких людей было больше. Украинцы очень редко покупают самолеты. Дело в том, что у нас в стране нужных самолетов не производят. Их приходится ввозить из других стран. Для этого необходимо оформить огромное количество бумаг. К тому же самолет — игрушка очень дорогая. Зачастую их берут в лизинг, а далеко не каждый иностранный банк позволит, чтобы самолет, за который с ним не расплатились, находился на территории Украины.
Впрочем, находятся бизнесмены в нашей стране, которые все-таки делают такие приобретения. Не так давно мы нашли инвестора для покупки трех самолетов Dornier 328 Jet.
Кто стал инвестором?
Это конфиденциальная информация. Неразглашение имен наших партнеров — не прихоть, а основа бизнеса. Предприниматели не хотят, чтобы кто-то знал обо всех нюансах их деловой жизни.
И какую прибыль может принести самолет?
Все зависит от класса самолета. В таких случаях условия сотрудничества с владельцем мы оговариваем индивидуально. Прежде всего согласовываем, какой самолет нужен компании на данный период. Ведь глупо покупать машину, если у нас уже есть аналогичная. К примеру, сейчас нам нужен трансконтинентальный самолет, который беспосадочно долетит до Латинской Америки. Такое судно стоит от 50 миллионов долларов.
Если вы вдруг такой самолет купите и отдадите его нам, мы налетаем на нем тысячу часов в год. И отдадим за каждый летный час 8 тысяч долларов. Получается, что за год владельцу мы заплатим 8 миллионов долларов. В итоге за пятилетнюю аренду своего самолета он получит 40 миллионов долларов. Спустя пять лет судно можно продать за 25-30 миллионов долларов, заработав на нем 20 миллионов.
Трудно ли найти персонал для деловой авиации в Украине?
Это очень проблематично.
А как же кадровую проблему решаете вы?
Приходится подбирать персонал, нести большие затраты на его обучение за рубежом.
Рынок труда не оставляет нам выбора.
Сколько сегодня стоит авиатакси?
Самая высокая цена — 10 долларов за километр. Самая низкая — 60 центов. Все зависит от класса самолета.
Но при заказе авиатакси в один конец обратно самолет летит пустой. Кто платит за обратную дорогу?
К сожалению, пока оплата обратного пути ложится на плечи заказчика. Сейчас мы думаем над тем, как решить эту проблему. В первую очередь мы пытаемся наладить отношения с другими подобными компаниями в разных странах, чтобы обеспечивать друг другу пассажиров. Это было бы обоюдовыгодно: наши самолеты не возвращались бы пустыми, а сам перелет стал бы дешевле.
Сколько нужно иметь самолетов, чтобы данный бизнес приносил прибыль?
На украинском рынке нужно иметь не менее десяти самолетов. Тогда компания дает хороший доход.
Какое количество полетов делает покупку личного самолета выгодной?
Если вы летаете более 200 часов в год, то смело можно покупать самолет. Если за этот же период вы проводите в воздухе 100 часов, вам будет выгоднее стать членом нашего клуба.
Сколько стоит членство в клубе?
От 500 долларов в месяц. Все зависит от того, на каком самолете вы собираетесь летать.
Вы говорили, что ваш бизнес очень рентабелен. Можно предположить, что вам предлагали продать компанию?
Да, такие предложения были.
И сколько вам предлагали за «Аэростар»?
Мы не собираемся продавать нашу компанию, потому и цену не обсуждали.
А во сколько вы сами его оцениваете?
Сегодня «Аэростар» стоит где-то 10 миллионов долларов.
Инфо. Шахреддин Аскеров
Президент компании «Аэростар»
Родился 7 октября 1966 года в с. Артаныш в Армении.
1984 год — окончил среднюю школу в городе Баку.
1985-1987 годы — служил в армии.
1992 год — окончил Киевский институт инженеров гражданской авиации. В студенческие годы параллельно работал в МАИПП «Авиатехника».
1993 год — возглавил компанию «Центр деловой авиации».
С 1995 года — президент компании «Авиастар».
Женат, воспитывает двоих детей.
около $7 млн. стоит каждый из трех самолетов Dornier 328 Jet, которые компания «Аэростар» получила в свое распоряжение благодаря инвесторам
Деловую авиацию принято разделять
на две категории:
бизнес-перевозки — использование самолетов для полетов, связанных с бизнесом, в который вовлечены предприниматели-владельцы самолетов. Чаще всего для таких перевозок используют одномоторные поршневые самолеты;
корпоративные перевозки — использование самолетов корпорациями для перевозок сотрудников и имущества компаний. В качестве корпоративных в основном используются реактивные или турбовинтовые самолеты.
для 60% руководителей основным мотивом к использованию деловой авиации являются оперативность и гибкий график для осуществления перелетов. Такой результат показали исследования компании Louis Harris & Associates, Inc.
Летающий автомобиль
Россияне разрабатывают модель летающего автомобиля. Это будет 4-местный летательный аппарат. Как обещают конструкторы, Lark-4 будет значительно превосходить ныне существующие аналогичного класса прежде всего по безопасности, а также летно-техническим и экономическим характеристикам.
$5,5 млрд. составила сумма, полученная компанией Airbus от продажи 100 самолетов для деловой авиации с момента старта программы в 1997 году
Виталий Ермаков, «Дело»
Источник: delo.ua