Еще 14 февраля Госавиаадминистрация Украины (ГАА) и "Украинская авиационно-транспортная компания" (УАТК) договорились о временной приостановке полетов авиакомпании в страны Евросоюза. Проверяющая инстанция Еврокомиссии (SAFA) предъявила претензии по поводу несоответствия конструктивно-технического оснащения самолетов современным европейским требованиям.
Поймите, в нашем парке самолеты еще советской разработки – Ан-12, Ан-26, Ту-154Б2, Ил-76. Их конструктивно-техническое оснащение, по мнению инспекторов SAFA, не соответствует современным европейским требованиям. Например, на самолетах Ан-12 и Ил-76 система подачи кислорода, система пожаротушения разрабатывались еще в 60-е годы, и на сегодняшний день являются устаревшими. Серьезных претензий к менеджменту компаний, а именно к техническому обслуживанию или безопасности полетов УАТК, – не было. Если бы такие замечания были, то украинская авиавласть сразу остановила бы действие нашего сертификата эксплуатанта.
Мы уже обратились к разработчикам самолетов, АНТК им. Антонова и АК "Ильюшин" по вопросам дооборудования самолетов под современные европейские требования. Поскольку наша техника в основном старше 20 лет (только 5 самолетов, Ан-12 и Ил-76, - "моложе"), то два года назад мы начали программу обновления парка. Уже закончено предварительное согласование и подписан меморандум о сотрудничестве с одной из ведущих лизинговых компаний. До конца года наш парк должен пополниться пятью современными авиалайнерами В-737-400 и В-747-200 (комби). Комбинированный, грузопассажирский вариант самолета востребован, например, на рейсах в Китай.
Самолеты мы берем в лизинг без государственных гарантий, без залога госимущества. Лизинг включает также и страховку. Это стало возможным благодаря тому, что в 2006 году ГП МОУ "УАТК" прошла сертификацию международной аудиторской компании SGS.
Год назад менеджменту компании при помощи облигационного займа удалось привлечь 75 млн. грн под 14,5% годовых. Я готов поделиться этим опытом с любой заинтересованной госструктурой.
С 2005 года мы удерживаем показатели по перевозке на уровне 12-13 тыс. тонн ежегодно. Правда, в последнем полугодии из-за скачков в ценах на топливо рентабельность авиакомпании несколько снизилась: наши заказчики "не поспевают" за ценами, а работать в убыток мы не будем.
После включения УАТК в "stop list" Европы (т.н. "черный список" ЕК – k:) мы продолжаем работать. Сейчас все усилия будут направлены на то, чтобы учесть замечания ЕК и активизировать сотрудничество с разработчиками по устранению конструктивно-технических несоответствий евростандарту. УАТК уже согласовало с ГАА план по исключению авиакомпании из списка ЕК. Стоит отметить, что рейсы в интересах членов НАТО наши самолеты выполняют по специальному согласованию. На рынках Азии, стран ЮВА, Африки компания продолжает успешно выполнять обязательства по своим контрактам.
Виталий Попов, Президент ГП МОУ "УАТК"