'Европейский центр борьбы с катастрофами и Евроэскадрилья необходимы. Надо двигаться вперед', - сказал он в пятницу на круглом столе по вопросам борьбы с катастрофами, который прошел на борту большого десантного корабля 'Сан-Марко' ВМС Италии в порту Ольбия на острове Сардиния.
Говоря о необходимости создания европейского центра борьбы с катастрофами и Евроэскадрильи, Шойгу заявил: 'Мы говорим об этом девять лет. За это время произошли наводнения в Европе, два землетрясения в Турции, пожары в Греции, Сербии и Македонии. Это повторяется каждый год. Может быть, я много хочу, но такой уж характер'.
По его словам, Россия по-прежнему видит острую необходимость в создании европейского центра борьбы с катастрофами и предлагает, чтобы европейские страны были готовы выделить силы, которые привлекались бы для ликвидации крупных чрезвычайных ситуаций, такие как землетрясения и наводнения.
По словам главы МЧС, Россия видит два пути создания Евроэскадрильи.
Первый - подписание соглашения между Еврокомиссией и российским МЧС, согласно которому авиация стран-участниц Евроэскадрильи могла бы привлекаться дли совместных операций по тушению пожаров. При этом, по словам Шойгу, 'эта практика не дает быстрых результатов, а тушить придется уже в июне, предстоит сухое лето'.
Второй вариант - привлечение авиации Евроэскадрильи коммерческими фирмами. В этом случае, полагает глава МЧС РФ, Еврокомиссия будет играть роль финансиста, а фирма, выигравшая соответствующий тендер, будет привлекать самолеты и вертолеты.
Глава департамента гражданской защиты Италии Гуидо Бертолазо оценил предложения Шойгу 'инновационными'. Но, по его словам, необходимо провести экспертизу, насколько российские инициативы по созданию Евроэскадрильи 'совместимы с процедурами Еврокомиссии и каждой отдельной страны, входящей в ЕС'.
При этом Бертолазо заявил, что он полностью разделяет принцип Евроэскадрильи, которая будет заниматься тушением пожаров. В этой связи он отметил, что учения Евросоюза 'Огонь-4', которые прошли на Сардинии с участием российского самолета-амфибия Бе-200, показали, что разные типы самолетов и вертолетов могут успешно справляться с задачами по тушению пожаров.
'Мы можем сказать сегодня, что Евроэскадрилья, несмотря на то, что официально она еще не образована, уже способна реализовывать свои задачи', - сказал руководитель департамента гражданской защиты Италии. Обращаясь к участникам круглого стола, Бертолазо напомнил, что в четверг исполнилось 18 лет, как Шойгу возглавляет российское 'чрезвычайное' ведомство.
'Со вчерашнего дня вы - совершеннолетний. Рекорд действительно очень важный. Вы человек, который в своей стране вывел гражданскую защиту на очень высокий уровень', - сказал Бертолазо.
Шойгу отметил, что рост чрезвычайных ситуаций в Европе и в мире в целом, учитывая недостаточное количество сил и средств гражданской защиты, является 'фактором для безотлагательного наращивания международного сотрудничества в этой области'.
Он также сообщил, что в Москве открыт новый Национальный центр управления в кризисных ситуациях, который уже установил 'горячие линии' с центром мониторинга и информации Еврокомиссии, УКГВ, ООН и центром департамента гражданской защиты Италии.
'Надеюсь, что и с другими странами мы в самое ближайшее время наладим обмен оперативной информацией в режиме реального времени. Это послужит еще одним шагом на пути реализации концепции Европейского центра борьбы с катастрофами', - сказал российский министр.