Заместитель гендиректора по стратегическому развитию компании "Аэросвит" Евгений Трескунов
– За счет чего вы увеличили пассажиропоток в 2007 году?
– "Аэросвит" всегда был лидером на украинском рынке по абсолютному приросту пассажиропотока – средние темпы роста 40%, а в отдельные годы более 50% – благодаря ежегодному расширению сети маршрутов и частоты рейсов, которое поддерживается стабильным ростом экономики страны с 2000 года. Согласно исследованиям, прирост пассажиропотока в стране в среднем в 2,5 раза больше роста ВВП. В Украине этот факт подтверждается с 90-х годов.
– Но почему именно в прошлом году так резко увеличился рост пассажиропотока?
– Показатели 2007 года выглядит столь внушительно на фоне 2006 года, который был не очень успешным для отрасли. В 2006 году резко выросла цена на авиатопливо, на рынок вышли иностранные конкуренты, к примеру Delta Airlines, а мировые авиакомпании Lufthansa, British Airways и KLM значительно увеличили количество частот. Кроме того, в 2006 году был дефицит самолетов – производство Аirbus 380 и Boeing 787 задерживалось, были распроданы все Аirbus 320 и Boeing 737 NG. Это привело к росту лизинговых ставок в два-три раза. Вместе с тем в 2007 году "Аэросвит" сменил руководство, внедрил новую практику управления и завершил создание альянса с "Донбассаэро".
– Готова ли Украина к выходу low-cost компаний?
– Безусловно. Потенциал украинского рынка огромен – во времена СССР более 10 млн украинцев ежегодно пользовались услугами авиатранспорта. А во всем мире, когда в страну выходят low-cost перевозчики, их услугами начинают пользоваться те потребители, которым раньше авиаполеты были не по карману. Но low-cost – это и low-service: минимум обязательств перед пассажирами, отсутствие питания на борту, нет права выбора места в салоне, нет стыковок с другими рейсами, практически нет возможности вернуть стоимость билета в случае отмены рейса и т. д.
– В чем будут заключаться трудности работы low-cost компаний в Украине?
– Во всем мире low-cost компании, как правило, летают в небольшие аэропорты, где работает меньше авиакомпаний и можно быстрее обслуживать пассажиров. В Украине же Wizz Air собирается летать из "Борисполя", где не хватает персонала и наземной техники. Кроме того, чтобы выжить в Украине, low-cost авиакомпания должна иметь не менее $20 млн на пиар своих услуг, "решение вопросов в кабинетах", промотирование покупок авиабилетов через интернет и покрытие убытков в первые годы работы.
– Будут ли low-cost компании отбирать пассажиров у нынешних перевозчиков?
– В Европе при выходе на рынок low-cost отбирает у существующих перевозчиков около 30% пассажиропотока, еще 70% – это новый пассажиропоток, люди, которые до этого не летали. Как это будет в Украине – сказать сложно.
Интервью взяла ОЛЬГА Ъ-ФЕДОРЯК