22.04.08 

Аэросвит | МАУ

Крупнейшие украинские авиаперевозчики "Аэросвит" и МАУ в прошлом году впервые за свою историю не только не понесли убытков, но и получили значительную прибыль. Сами перевозчики объясняют это возросшим благосостоянием населения и оптимизацией бизнеса. В ближайшие несколько лет темпы прироста пассажиропотока будут сохраняться, отмечают эксперты. Но нынешним лидерам придется активнее бороться за пассажиров ввиду ожидаемого выхода на рынок low-cost авиакомпаний и усиления позиций региональных перевозчиков.

На волне прибыли

В прошлом году лидеры украинского авиарынка "Аэросвит" и "Международные авиалинии Украины" (МАУ) впервые стали высокоприбыльными, получив $8 млн и $9,9 млн чистой прибыли соответственно. Ранее прибыль авиакомпаний едва превышала $1 млн – до недавнего времени самым успешным годом для МАУ был 2005-й, когда компания получила $1,1 млн чистой прибыли, а для "Аэросвита" 2003-й – $700 тыс.

В 2007 году "Аэросвит", по предварительным данным компании, получил $8 млн чистой прибыли при $422 млн выручки, что почти на 40% больше результатов 2006 года. Прибыль МАУ составила 50 млн грн ($9,9 млн) при выручке $260 млн, что на 36,12% больше, чем в 2006 году. Столь значительная разница в соотношении выручки к прибыли между двумя компаниями, по словам директора Центра политического и экономического анализа Александра Кавы, связана с тем, что "Аэросвит" как фактически частная компания (в госсобственности всего 22,4%) имеет больше возможностей оптимизировать налогообложение. В МАУ объясняют, что добились высокой чистой прибыли за счет снижения расходов. "По уровню расходов нам удалось выйти на уровень low-cost авиакомпаний",– говорит пресс-секретарь компании Евгения Сацкая.

В 2007 году был также рекордный за последние несколько лет рост пассажиропотока авиакомпаний. Так, пассажиропоток МАУ увеличился на 41,45% (в 2006-м – на 32%), а "Аэросвита" – на 31,5% (2006 году – на 14,6%). Кроме того, лидеры рынка увеличили свою долю в общем объеме перевозок с 58% до 70%.

Сами перевозчики объясняют это в первую очередь увеличением благосостояния украинцев. Так, по данным Госкомстата, доходы населения в 2007 году выросли на 31,7% – до 625,8 млрд грн – по сравнению с 2006 годом (ранее рост составлял 39% в 2006 году и 19% в 2005-м). Кроме того, в 2007 году Украина стала более популярна среди иностранцев в свете будущего Евро-2012, отмечают перевозчики. По данным Госпогранслужбы, за девять месяцев 2007 года Украину посетили 17,9 млн иностранных туристов, что на 24% больше, чем за аналогичный период 2006 года (ранее рост составлял 7% в 2006 году и 13% в 2005-м).

Стечение обстоятельств

Прошлогодние рекордные показатели – результат комплекса благоприятных факторов, уверены эксперты. Начальник управления авиаперевозок и лицензирования Государственной авиационной администрации Сергей Коршук отмечает, что рынок авиаперевозок растет ежегодно не менее чем на 20%, однако только в прошлом году авиакомпании смогли оптимизировать производственный процесс. "Компании оптимизировали маршрутные сети, закрыли направления с незначительным пассажиропотоком, а также нашли оптимальное соотношение между регулярными и чартерными рейсами",– говорит Александр Кава.

В прошлом году компании продолжили увеличивать свой флот. "Аэросвит" пополнил свой парк сперва двумя самолетами Boeing (767 и 737) – до 17 самолетов, а благодаря созданию альянса с "Донбассаэро" – еще 9 самолетами (Airbus 320, Ан-24 и Як-42). МАУ – двумя самолетами Boeing 737 (400 и 500). Теперь его флот насчитывает 15 самолетов данного типа. "Обе авиакомпании помимо увеличения количества самолетов существенно повысили интенсивность использования флота",– рассказал глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. Оба перевозчика в 2007 году уже использовали продажи через интернет, что также увеличило привлекательность авиакомпаний, в том числе для зарубежных пассажиров.

Кроме того, в прошлом году была стабильной цена на топливо – подорожание произошло только в октябре. "Стабильная цена на авиатопливо крайне важна для компаний, так как это основная расходная статья в их бизнесе. Если издержки растут медленнее, чем выручка, это дает рост прибыли",– отмечает господин Пантелеев.

Прогнозы

По мнению аналитиков, в ближайшие годы рост пассажиропотока сохранится и составит не менее 30% ежегодно. "Аэросвит" же прогнозирует 45-процентный рост в текущем году. А МАУ ожидает падения темпов роста и планирует рост пассажиропотока всего на 21-22%. "В мире наблюдается цикличность роста спроса на авиаперевозки, пик цикла – раз в три года. Он был в прошлом году и в 2004-м (см. справку.–Ъ),– объясняет госпожа Сацкая.– В 2008 году стоит ожидать спада темпов роста пассажиропотока до следующего пика". Впрочем, эксперты отмечают, что ввиду ненасыщенности рынка о его цикличности говорить пока рано. "В течение 1990-х годов многие граждане Украины вообще забыли, что такое авиасообщение. Сейчас благодаря росту благосостояния населения ситуация постепенно меняется. Убежден, что тенденция увеличения темпов роста пассажиропотока сохранится как минимум в течение ближайших пяти лет",– говорит Александр Кава.

Между тем уже в ближайшем будущем конкуренция на украинском рынке обострится, считают эксперты. В июне в Украине начнет полеты первая low-cost авиакомпания Wizz Air. По мнению специалистов Госавиаадминистрации, если она сумеет выстроить здесь успешный бизнес, уже к концу года можно ожидать выхода еще нескольких бюджетных авиакомпаний. Олег Пантелеев объясняет, что конкурировать с low-cost авиакомпаниями можно двумя способами: играть на их поле, то есть предлагать билеты по сниженным ценам, или наращивать сервис, чтобы человек, получивший качественную услугу, уже не смог от нее отказаться, пусть и ценой существенной экономии.

Кроме того, конкуренция будет расти и со стороны региональных украинских авиакомпаний, отмечает господин Кава. К примеру, компания "Днеправиа", увеличившая за последние полгода свой флот с двух до восьми самолетов, собирается до конца года пополнить флот еще восемью самолетами – до 16 машин. Это сравнимо с парками "Аэросвита" и МАУ.

Изменения на рынке вызовет и присоединение Украины к соглашению об "Открытом небе", которое либерализует украинский рынок авиационных перевозок, открыв к нему доступ европейских авиакомпаний и наоборот. Пока Украина и Евросоюз только согласовывают текст документа, его подписание планируется через два-три года. Сейчас украинские компании проигрывают европейским – в частности, не вся авиатехника региональных авиакомпаний отвечает евростандартам, говорит гендиректор консалтинговой компании "Инфомост" Борис Рыбак. Также у европейских компаний более выгодное положение в связи с принятым в Европе хеджированием (страхованием от неблагоприятного изменения цен в будущем) топлива, чего нет в Украине.

Массовый выход на украинский рынок иностранных перевозчиков благоприятно отразится на региональных аэропортах. "Появится много желающих вложить средства в развитие их инфраструктуры",– уверен господин Кава. Так, недавно Харьковский аэропорт был передан в аренду на 49 лет компании "Нью Системс" Александра Ярославского. Компания намерена вложить в развитие аэропорта не менее $200 млн и в течение пяти лет увеличить его пассажиропоток в 15 раз – до 1,5 млн человек в год.

ОЛЬГА Ъ-ФЕДОРЯК

Динамика роста пассажиропотока в Украине


Год

"Аэросвит"

МАУ
Общий объем
авиаперевозок, млн
человек
Рост
пассажиропотока,
%
20000,2460,2451,137,6
20010,3160,31,25,4
20020,4370,361,737,9
20030,5730,5082,223
20041,0580,6443,132,1
20051,3720,873,817,6
20061,561,024,415,8
20072,0541,4044,912,5

Источники: данные компаний, Госкомстат


Старший советник инвестиционно-банковского департамента Dragon Capital
Максим Нефьодов

Немаловажным фактором роста спроса на авиаперевозки является повышение качества жизни в развивающихся странах. Это ведет к бурному развитию авиапутешествий в таких странах, как Индия, Китай и страны Восточной Европы. В Украине развитие авиакомпаний сдерживается тем, что национальные авиаперевозчики раздроблены, нет единого флагмана отрасли. Это снижает возможность покупать новые качественные самолеты, обновление парка происходит за счет изношенных Boeing, приобретаемых у европейских компаний. Отсутствует также и инфраструктура в аэропортах, государство тормозит строительство перевозчиками авиатерминалов. Неудивительно, что в последние годы в отрасли все четче проявляется тенденция к консолидации. Около двух третей авиаперевозок осуществляют три ведущие компании – "Аэросвит", МАУ и "Донбассаэро". А наиболее яркий пример консолидации – объединение усилий "Аэросвита" и "Донбассаэро". Тем не менее очевидно, что присоединение Украины к инициативе "Открытое небо" может нанести удар по местным компаниям, поскольку им придется конкурировать с гораздо более динамичными и агрессивными европейскими перевозчиками. В связи с этим появление в Украине первого дискаунтера – венгерской компании Wizz Air – является знаковым событием. Low-cost компании могут предложить сегодня существенно более низкие цены и близость к потребителям в регионах. Это перекрывает в глазах последних более сдержанный сервис таких перевозчиков – отсутствие питания в самолетах, жесткие ограничения по весу багажа и пр. Чтобы конкурировать с агрессивными европейскими перевозчиками, украинские компании должны стать как минимум частными. Чиновники уже не раз заявляли о необходимости продажи госдолей в авиакомпаниях "Аэросвит" (22,4% акций) и МАУ (61,6%). В выкупе этих пакетов будут заинтересованы, скорее всего, нынешние частные акционеры компаний.



"Чтобы выжить в Украине, low-cost компании необходимо не менее $20 млн инвестиций"

Заместитель гендиректора по стратегическому развитию компании "Аэросвит" Евгений Трескунов

– За счет чего вы увеличили пассажиропоток в 2007 году?

– "Аэросвит" всегда был лидером на украинском рынке по абсолютному приросту пассажиропотока – средние темпы роста 40%, а в отдельные годы более 50% – благодаря ежегодному расширению сети маршрутов и частоты рейсов, которое поддерживается стабильным ростом экономики страны с 2000 года. Согласно исследованиям, прирост пассажиропотока в стране в среднем в 2,5 раза больше роста ВВП. В Украине этот факт подтверждается с 90-х годов.

– Но почему именно в прошлом году так резко увеличился рост пассажиропотока?

– Показатели 2007 года выглядит столь внушительно на фоне 2006 года, который был не очень успешным для отрасли. В 2006 году резко выросла цена на авиатопливо, на рынок вышли иностранные конкуренты, к примеру Delta Airlines, а мировые авиакомпании Lufthansa, British Airways и KLM значительно увеличили количество частот. Кроме того, в 2006 году был дефицит самолетов – производство Аirbus 380 и Boeing 787 задерживалось, были распроданы все Аirbus 320 и Boeing 737 NG. Это привело к росту лизинговых ставок в два-три раза. Вместе с тем в 2007 году "Аэросвит" сменил руководство, внедрил новую практику управления и завершил создание альянса с "Донбассаэро".

– Готова ли Украина к выходу low-cost компаний?

– Безусловно. Потенциал украинского рынка огромен – во времена СССР более 10 млн украинцев ежегодно пользовались услугами авиатранспорта. А во всем мире, когда в страну выходят low-cost перевозчики, их услугами начинают пользоваться те потребители, которым раньше авиаполеты были не по карману. Но low-cost – это и low-service: минимум обязательств перед пассажирами, отсутствие питания на борту, нет права выбора места в салоне, нет стыковок с другими рейсами, практически нет возможности вернуть стоимость билета в случае отмены рейса и т. д.

– В чем будут заключаться трудности работы low-cost компаний в Украине?

– Во всем мире low-cost компании, как правило, летают в небольшие аэропорты, где работает меньше авиакомпаний и можно быстрее обслуживать пассажиров. В Украине же Wizz Air собирается летать из "Борисполя", где не хватает персонала и наземной техники. Кроме того, чтобы выжить в Украине, low-cost авиакомпания должна иметь не менее $20 млн на пиар своих услуг, "решение вопросов в кабинетах", промотирование покупок авиабилетов через интернет и покрытие убытков в первые годы работы.

– Будут ли low-cost компании отбирать пассажиров у нынешних перевозчиков?

– В Европе при выходе на рынок low-cost отбирает у существующих перевозчиков около 30% пассажиропотока, еще 70% – это новый пассажиропоток, люди, которые до этого не летали. Как это будет в Украине – сказать сложно.

Интервью взяла ОЛЬГА Ъ-ФЕДОРЯК



"Выход бюджетных авиакомпаний приведет к появлению здоровой конкуренции"

глава Государственной авиационной администрации Александр Давыдов

– С чем связан столь резкий рост пассажиропотока в 2007 году?

–Рост пассажиропотока и, как следствие, увеличение прибыли наших авиакомпаний в первую очередь связаны с ростом благосостояния граждан. Все больше и больше людей могут позволить себе летать. Кроме того, были открыты новые маршруты и увеличено количество частот на отдельных направлениях, что тоже позволило привлечь новых пассажиров. Увеличилась коммерческая загрузка рейсов. Положительно повлияло на деятельность авиакомпаний создание альянса "Аэросвита" и "Донбассаэро". Это позволило им оптимально использовать авиапарк и дало значительный прирост пассажиров. Следует отметить, что рост пассажиропотока зафиксирован не только на международных рейсах, но и на внутренних. А так как, например, стратегия "Аэросвита" заключается в доставке пассажиров с внутренних рейсов в "Борисполь" для пересадки на международные рейсы – это также привело к увеличению пассажиропотока.

– Каковы прогнозы на ближайшие несколько лет?

– Мы ожидаем, что общие темпы роста пассажиропотока в ближайшие три-четыре года не только не снизятся, но даже увеличатся – пик еще не достигнут, спрос возрастает с каждым годом. Если говорить отдельно об украинских перевозчиках, то их пассажиропоток будет увеличиваться как минимум до 2011 года, после чего несколько снизится. Дело в том, что в 2011 году, как ожидается, будет открыт терминал "Д" в "Борисполе", что позволит привлечь на украинский рынок иностранные авиакомпании, для обслуживания которых пока физически нет места. Поэтому у пассажиров появится больший выбор.

– Какие изменения на рынке вызовет выход low-cost авиакомпаний?

– Главное изменение, которого следует ожидать,– появление здоровой конкуренции. Нашим авиакомпаниям придется наконец-то бороться за пассажира путем привлечения инвестиций, приобретения современной техники и снижения цен.

– Произойдет ли отток пассажиров МАУ и "Аэросвита" при выходе на украинский рынок low-cost операторов?

– Думаю, нет. Небольшой отток будет, но в первую очередь пассажирами low-cost авиакомпаний станут те, кто раньше не летал из города в город, а пользовался автотранспортом или поездом.

– В чем основное отличие украинского авиарынка от европейского?

– Очень слабая конкуренция на украинском рынке авиаперевозок. Фактически у нас несколько крупных игроков, которые мало конкурируют между собой. Кроме того, у нас, в отличие от Европы, наблюдается лоббирование отдельных авиакомпаний со стороны госчиновников, что, по моему мнению, совершенно недопустимо.

Интервью взяла ОЛЬГА Ъ-ФЕДОРЯК

Джерело Коммерсант