Крупнейшие украинские авиаперевозчики "Аэросвит" и МАУ в прошлом году впервые за свою историю не только не понесли убытков, но и получили значительную прибыль. Сами перевозчики объясняют это возросшим благосостоянием населения и оптимизацией бизнеса. В ближайшие несколько лет темпы прироста пассажиропотока будут сохраняться, отмечают эксперты. Но нынешним лидерам придется активнее бороться за пассажиров ввиду ожидаемого выхода на рынок low-cost авиакомпаний и усиления позиций региональных перевозчиков.
На волне прибыли
В прошлом году лидеры украинского авиарынка "Аэросвит" и "Международные авиалинии Украины" (МАУ) впервые стали высокоприбыльными, получив $8 млн и $9,9 млн чистой прибыли соответственно. Ранее прибыль авиакомпаний едва превышала $1 млн – до недавнего времени самым успешным годом для МАУ был 2005-й, когда компания получила $1,1 млн чистой прибыли, а для "Аэросвита" 2003-й – $700 тыс.
В 2007 году "Аэросвит", по предварительным данным компании, получил $8 млн чистой прибыли при $422 млн выручки, что почти на 40% больше результатов 2006 года. Прибыль МАУ составила 50 млн грн ($9,9 млн) при выручке $260 млн, что на 36,12% больше, чем в 2006 году. Столь значительная разница в соотношении выручки к прибыли между двумя компаниями, по словам директора Центра политического и экономического анализа Александра Кавы, связана с тем, что "Аэросвит" как фактически частная компания (в госсобственности всего 22,4%) имеет больше возможностей оптимизировать налогообложение. В МАУ объясняют, что добились высокой чистой прибыли за счет снижения расходов. "По уровню расходов нам удалось выйти на уровень low-cost авиакомпаний",– говорит пресс-секретарь компании Евгения Сацкая.
В 2007 году был также рекордный за последние несколько лет рост пассажиропотока авиакомпаний. Так, пассажиропоток МАУ увеличился на 41,45% (в 2006-м – на 32%), а "Аэросвита" – на 31,5% (2006 году – на 14,6%). Кроме того, лидеры рынка увеличили свою долю в общем объеме перевозок с 58% до 70%.
Сами перевозчики объясняют это в первую очередь увеличением благосостояния украинцев. Так, по данным Госкомстата, доходы населения в 2007 году выросли на 31,7% – до 625,8 млрд грн – по сравнению с 2006 годом (ранее рост составлял 39% в 2006 году и 19% в 2005-м). Кроме того, в 2007 году Украина стала более популярна среди иностранцев в свете будущего Евро-2012, отмечают перевозчики. По данным Госпогранслужбы, за девять месяцев 2007 года Украину посетили 17,9 млн иностранных туристов, что на 24% больше, чем за аналогичный период 2006 года (ранее рост составлял 7% в 2006 году и 13% в 2005-м).
Стечение обстоятельств
Прошлогодние рекордные показатели – результат комплекса благоприятных факторов, уверены эксперты. Начальник управления авиаперевозок и лицензирования Государственной авиационной администрации Сергей Коршук отмечает, что рынок авиаперевозок растет ежегодно не менее чем на 20%, однако только в прошлом году авиакомпании смогли оптимизировать производственный процесс. "Компании оптимизировали маршрутные сети, закрыли направления с незначительным пассажиропотоком, а также нашли оптимальное соотношение между регулярными и чартерными рейсами",– говорит Александр Кава.
В прошлом году компании продолжили увеличивать свой флот. "Аэросвит" пополнил свой парк сперва двумя самолетами Boeing (767 и 737) – до 17 самолетов, а благодаря созданию альянса с "Донбассаэро" – еще 9 самолетами (Airbus 320, Ан-24 и Як-42). МАУ – двумя самолетами Boeing 737 (400 и 500). Теперь его флот насчитывает 15 самолетов данного типа. "Обе авиакомпании помимо увеличения количества самолетов существенно повысили интенсивность использования флота",– рассказал глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. Оба перевозчика в 2007 году уже использовали продажи через интернет, что также увеличило привлекательность авиакомпаний, в том числе для зарубежных пассажиров.
Кроме того, в прошлом году была стабильной цена на топливо – подорожание произошло только в октябре. "Стабильная цена на авиатопливо крайне важна для компаний, так как это основная расходная статья в их бизнесе. Если издержки растут медленнее, чем выручка, это дает рост прибыли",– отмечает господин Пантелеев.
Прогнозы
По мнению аналитиков, в ближайшие годы рост пассажиропотока сохранится и составит не менее 30% ежегодно. "Аэросвит" же прогнозирует 45-процентный рост в текущем году. А МАУ ожидает падения темпов роста и планирует рост пассажиропотока всего на 21-22%. "В мире наблюдается цикличность роста спроса на авиаперевозки, пик цикла – раз в три года. Он был в прошлом году и в 2004-м (см. справку.–Ъ),– объясняет госпожа Сацкая.– В 2008 году стоит ожидать спада темпов роста пассажиропотока до следующего пика". Впрочем, эксперты отмечают, что ввиду ненасыщенности рынка о его цикличности говорить пока рано. "В течение 1990-х годов многие граждане Украины вообще забыли, что такое авиасообщение. Сейчас благодаря росту благосостояния населения ситуация постепенно меняется. Убежден, что тенденция увеличения темпов роста пассажиропотока сохранится как минимум в течение ближайших пяти лет",– говорит Александр Кава.
Между тем уже в ближайшем будущем конкуренция на украинском рынке обострится, считают эксперты. В июне в Украине начнет полеты первая low-cost авиакомпания Wizz Air. По мнению специалистов Госавиаадминистрации, если она сумеет выстроить здесь успешный бизнес, уже к концу года можно ожидать выхода еще нескольких бюджетных авиакомпаний. Олег Пантелеев объясняет, что конкурировать с low-cost авиакомпаниями можно двумя способами: играть на их поле, то есть предлагать билеты по сниженным ценам, или наращивать сервис, чтобы человек, получивший качественную услугу, уже не смог от нее отказаться, пусть и ценой существенной экономии.
Кроме того, конкуренция будет расти и со стороны региональных украинских авиакомпаний, отмечает господин Кава. К примеру, компания "Днеправиа", увеличившая за последние полгода свой флот с двух до восьми самолетов, собирается до конца года пополнить флот еще восемью самолетами – до 16 машин. Это сравнимо с парками "Аэросвита" и МАУ.
Изменения на рынке вызовет и присоединение Украины к соглашению об "Открытом небе", которое либерализует украинский рынок авиационных перевозок, открыв к нему доступ европейских авиакомпаний и наоборот. Пока Украина и Евросоюз только согласовывают текст документа, его подписание планируется через два-три года. Сейчас украинские компании проигрывают европейским – в частности, не вся авиатехника региональных авиакомпаний отвечает евростандартам, говорит гендиректор консалтинговой компании "Инфомост" Борис Рыбак. Также у европейских компаний более выгодное положение в связи с принятым в Европе хеджированием (страхованием от неблагоприятного изменения цен в будущем) топлива, чего нет в Украине.
Массовый выход на украинский рынок иностранных перевозчиков благоприятно отразится на региональных аэропортах. "Появится много желающих вложить средства в развитие их инфраструктуры",– уверен господин Кава. Так, недавно Харьковский аэропорт был передан в аренду на 49 лет компании "Нью Системс" Александра Ярославского. Компания намерена вложить в развитие аэропорта не менее $200 млн и в течение пяти лет увеличить его пассажиропоток в 15 раз – до 1,5 млн человек в год.
ОЛЬГА Ъ-ФЕДОРЯК
Динамика роста пассажиропотока в Украине
Год
"Аэросвит"
МАУ
Общий объем авиаперевозок, млн человек
Рост пассажиропотока, %
2000
0,246
0,245
1,13
7,6
2001
0,316
0,3
1,2
5,4
2002
0,437
0,36
1,7
37,9
2003
0,573
0,508
2,2
23
2004
1,058
0,644
3,1
32,1
2005
1,372
0,87
3,8
17,6
2006
1,56
1,02
4,4
15,8
2007
2,054
1,404
4,9
12,5
Источники: данные компаний, Госкомстат
Старший советник инвестиционно-банковского департамента Dragon Capital Максим Нефьодов
Немаловажным фактором роста спроса на авиаперевозки является повышение качества жизни в развивающихся странах. Это ведет к бурному развитию авиапутешествий в таких странах, как Индия, Китай и страны Восточной Европы. В Украине развитие авиакомпаний сдерживается тем, что национальные авиаперевозчики раздроблены, нет единого флагмана отрасли. Это снижает возможность покупать новые качественные самолеты, обновление парка происходит за счет изношенных Boeing, приобретаемых у европейских компаний. Отсутствует также и инфраструктура в аэропортах, государство тормозит строительство перевозчиками авиатерминалов. Неудивительно, что в последние годы в отрасли все четче проявляется тенденция к консолидации. Около двух третей авиаперевозок осуществляют три ведущие компании – "Аэросвит", МАУ и "Донбассаэро". А наиболее яркий пример консолидации – объединение усилий "Аэросвита" и "Донбассаэро". Тем не менее очевидно, что присоединение Украины к инициативе "Открытое небо" может нанести удар по местным компаниям, поскольку им придется конкурировать с гораздо более динамичными и агрессивными европейскими перевозчиками. В связи с этим появление в Украине первого дискаунтера – венгерской компании Wizz Air – является знаковым событием. Low-cost компании могут предложить сегодня существенно более низкие цены и близость к потребителям в регионах. Это перекрывает в глазах последних более сдержанный сервис таких перевозчиков – отсутствие питания в самолетах, жесткие ограничения по весу багажа и пр. Чтобы конкурировать с агрессивными европейскими перевозчиками, украинские компании должны стать как минимум частными. Чиновники уже не раз заявляли о необходимости продажи госдолей в авиакомпаниях "Аэросвит" (22,4% акций) и МАУ (61,6%). В выкупе этих пакетов будут заинтересованы, скорее всего, нынешние частные акционеры компаний.
"Чтобы выжить в Украине, low-cost компании необходимо не менее $20 млн инвестиций"
Заместитель гендиректора по стратегическому развитию компании "Аэросвит" Евгений Трескунов
– За счет чего вы увеличили пассажиропоток в 2007 году?
– "Аэросвит" всегда был лидером на украинском рынке по абсолютному приросту пассажиропотока – средние темпы роста 40%, а в отдельные годы более 50% – благодаря ежегодному расширению сети маршрутов и частоты рейсов, которое поддерживается стабильным ростом экономики страны с 2000 года. Согласно исследованиям, прирост пассажиропотока в стране в среднем в 2,5 раза больше роста ВВП. В Украине этот факт подтверждается с 90-х годов.
– Но почему именно в прошлом году так резко увеличился рост пассажиропотока?
– Показатели 2007 года выглядит столь внушительно на фоне 2006 года, который был не очень успешным для отрасли. В 2006 году резко выросла цена на авиатопливо, на рынок вышли иностранные конкуренты, к примеру Delta Airlines, а мировые авиакомпании Lufthansa, British Airways и KLM значительно увеличили количество частот. Кроме того, в 2006 году был дефицит самолетов – производство Аirbus 380 и Boeing 787 задерживалось, были распроданы все Аirbus 320 и Boeing 737 NG. Это привело к росту лизинговых ставок в два-три раза. Вместе с тем в 2007 году "Аэросвит" сменил руководство, внедрил новую практику управления и завершил создание альянса с "Донбассаэро".
– Готова ли Украина к выходу low-cost компаний?
– Безусловно. Потенциал украинского рынка огромен – во времена СССР более 10 млн украинцев ежегодно пользовались услугами авиатранспорта. А во всем мире, когда в страну выходят low-cost перевозчики, их услугами начинают пользоваться те потребители, которым раньше авиаполеты были не по карману. Но low-cost – это и low-service: минимум обязательств перед пассажирами, отсутствие питания на борту, нет права выбора места в салоне, нет стыковок с другими рейсами, практически нет возможности вернуть стоимость билета в случае отмены рейса и т. д.
– В чем будут заключаться трудности работы low-cost компаний в Украине?
– Во всем мире low-cost компании, как правило, летают в небольшие аэропорты, где работает меньше авиакомпаний и можно быстрее обслуживать пассажиров. В Украине же Wizz Air собирается летать из "Борисполя", где не хватает персонала и наземной техники. Кроме того, чтобы выжить в Украине, low-cost авиакомпания должна иметь не менее $20 млн на пиар своих услуг, "решение вопросов в кабинетах", промотирование покупок авиабилетов через интернет и покрытие убытков в первые годы работы.
– Будут ли low-cost компании отбирать пассажиров у нынешних перевозчиков?
– В Европе при выходе на рынок low-cost отбирает у существующих перевозчиков около 30% пассажиропотока, еще 70% – это новый пассажиропоток, люди, которые до этого не летали. Как это будет в Украине – сказать сложно.
Интервью взяла ОЛЬГА Ъ-ФЕДОРЯК
"Выход бюджетных авиакомпаний приведет к появлению здоровой конкуренции"
глава Государственной авиационной администрации Александр Давыдов
– С чем связан столь резкий рост пассажиропотока в 2007 году?
–Рост пассажиропотока и, как следствие, увеличение прибыли наших авиакомпаний в первую очередь связаны с ростом благосостояния граждан. Все больше и больше людей могут позволить себе летать. Кроме того, были открыты новые маршруты и увеличено количество частот на отдельных направлениях, что тоже позволило привлечь новых пассажиров. Увеличилась коммерческая загрузка рейсов. Положительно повлияло на деятельность авиакомпаний создание альянса "Аэросвита" и "Донбассаэро". Это позволило им оптимально использовать авиапарк и дало значительный прирост пассажиров. Следует отметить, что рост пассажиропотока зафиксирован не только на международных рейсах, но и на внутренних. А так как, например, стратегия "Аэросвита" заключается в доставке пассажиров с внутренних рейсов в "Борисполь" для пересадки на международные рейсы – это также привело к увеличению пассажиропотока.
– Каковы прогнозы на ближайшие несколько лет?
– Мы ожидаем, что общие темпы роста пассажиропотока в ближайшие три-четыре года не только не снизятся, но даже увеличатся – пик еще не достигнут, спрос возрастает с каждым годом. Если говорить отдельно об украинских перевозчиках, то их пассажиропоток будет увеличиваться как минимум до 2011 года, после чего несколько снизится. Дело в том, что в 2011 году, как ожидается, будет открыт терминал "Д" в "Борисполе", что позволит привлечь на украинский рынок иностранные авиакомпании, для обслуживания которых пока физически нет места. Поэтому у пассажиров появится больший выбор.
– Какие изменения на рынке вызовет выход low-cost авиакомпаний?
– Главное изменение, которого следует ожидать,– появление здоровой конкуренции. Нашим авиакомпаниям придется наконец-то бороться за пассажира путем привлечения инвестиций, приобретения современной техники и снижения цен.
– Произойдет ли отток пассажиров МАУ и "Аэросвита" при выходе на украинский рынок low-cost операторов?
– Думаю, нет. Небольшой отток будет, но в первую очередь пассажирами low-cost авиакомпаний станут те, кто раньше не летал из города в город, а пользовался автотранспортом или поездом.
– В чем основное отличие украинского авиарынка от европейского?
– Очень слабая конкуренция на украинском рынке авиаперевозок. Фактически у нас несколько крупных игроков, которые мало конкурируют между собой. Кроме того, у нас, в отличие от Европы, наблюдается лоббирование отдельных авиакомпаний со стороны госчиновников, что, по моему мнению, совершенно недопустимо.