30.04.08 

Летчик-испытатель I-го класса Александр Лиходед в комментарии АМИ "Новости-Украина" заявил, что "вертолет МИ-8 – это самый надежный вертолет в мире".

Эксперт утверждает, что "Ми-8, это очень надежный, проверенный вертолет. Система двигательная, система управления, система безопасности – хорошо сделаны. Он летает и в Африке и на Северном полюсе".

"Даже американцы-летчики, которые участвовали во Вьетнаме, в Афганистане, в Ираке, когда я с ними беседовал, говорили, что лучше вертолета, чем МИ-8 пока еще не создали в этом классе", - сказал Лиходед.

"А вот, кто в нем сидит – это уже дело другое. В том, кто в нем сидит вся загвоздка. Дело в том, что уровень подготовки летного состава нижайший сейчас. Это потому, что нет топлива, нет подготовки, нет центов подготовки, нет военных училищ, нет гражданских училищ, которые раньше готовили по четыре года летчиков", - пояснил он.

Также, Лиходед подчеркнул, что "сейчас всего этого нет, а задачи, те которые стояли, те и стоят. Это перевозки. Это нефтевышки. Это очень серьезно и уровень подготовки должен быть высокий. Также как и уровень натренерованости - летчика надо вывозить днем, ночью, при боговых ветрах... Одним словом, это целый комплекс работ, которые сейчас никому не нужны".

По мнению летчика-испытателя, это потому, что "авиацией сейчас руководят бизнесмены, которые серые в авиации, как пожарные шланги. Дня них главное – деньги. Минимум топлива, минимум ресурса, минимум денег вложить, и максимум денег получить".

Эксперт считает, что 28 апреля, вертолетом Ми-8 управлял "не "молодой", 1200 часов налета – это опытный летчик, но летать нужно каждый день".

"Летчик это не просто шофер. Летчик должен быть "влетанным". То есть, он должен поддерживать свой уровень и в простых и в сложных метеоусловиях, с разными весами, при отказных ситуациях. То есть, летчик, постоянно должен быть в мыле, как цирковая лошадь!", - отметил он.

"Летчик должен налетывать в месяц, ну хотя бы, часов 30-40. Это самый минимум. Я летаю на "Руслане" и в месяц налетываю 90-100 часов, у мены в год получается в районе 900 часов. Я считаю, что я влетан, могу в любой точке мира на любой аэродром могу сесть. Но если у меня перерыв – уже неуверенно себя чувствую, в самолет не сяду. Попрошу инструктора, хотя я старый, мне 54 года, но не полезу", - пояснил эксперт.

Также Лиходед отметил, что "большое подспорье для летчиков - это тренажер. Он дает тренировку навыков куда смотреть, как двигаться, как распределять внимание. Летчик знает, что он не в реальном полете, но некоторые вещи он может там отработать, например отказные ситуации".

По его словам, "в мире есть прекрасные тренажеры, например французские. Они настолько приближены к реалии полета, что летчик просто начинает думать, что он действительно в полете. Там и тряска, и болтанка, и тормоза срабатывают, и боковой ветер, и визуализация полная и прочее. То есть, все сделано для того, чтобы летчика с минимальными затратами на земле подготовить, чтобы он в воздухе уже был подготовлен".

"У нас таких тренажеров нет. То что у нас есть, то в упадке. За тренажеры нужно платить, за электроэнергию – платить, за восстановление, поддержание в боевом состоянии – платить. Нужно платить деньги, а деньги платить у нас никто не хочет", - подчеркнул Лиходед.

По мнению Лиходеда, во время катастрофы 28 апреля, когда вертолет Ми-8 разбился во время посадки на плавучую буровую платформу ”Таврида” в Черном море мог сработать человеческий фактор.

Он предположил, что "очевидно были большие перерывы в летной работе летчиков. Посадка на площадку, на буровую вышку, это сложный элемент подготовки летчика, а вертолет заходя на площадку и задел винтом… Если вертолет был исправен, если были нормальные условия, а министр (транспорта и связи Украины, глава правительственной комиссии по выяснению причин катастрофы вертолета Ми-8 Иосиф Винский - АМИ) сказал, что условия были нормальными, здесь идет уже этот пресловутый человеческий фактор, уровень подготовки летчиков… значит, они не справились".

"Вертолет здесь абсолютно не причем, если он исправен. Вертолет, это кусок железа. Туда посади ребенка, который не может летать, он же не взлетит. Но посади туда специалиста – на нем можно делать чудеса", - уверен он.

Но в то же время, он отметил, что "нужно смотреть магнитный самописец, магнитная лента, которая пишет все движения рулей, двигателей, обороты, масло… Все это по всем трем степеням там есть. Это нужно расшифровать, и тогда станет ясно, как и кто виноват".

Юлия Артамощенко, Киев

Джерело АМИ