За вылет спасательного вертолета с родственников пропавших взяли 120 тыс. гривен.
Чтобы начать розыски без вести пропавших моряков, родственникам пришлось в течение нескольких суток найти около $25 тыс.
Уже четвертый день спасатели ищут лодку, на которой не в добрый час четыре человека вышли в море в районе Белгород-Днестровской банки в Одесской области. Пропавшие трое мужчин и женщина – не профессиональные рыбаки, а туристы, решившие порыбачить на выходных. Они отправились в море около 9 утра 9 мая, а когда к 16.00 не вернулись, друзья и родственники подняли тревогу. Все эти дни близкие ищут деньги для оплаты поисковых вылетов.
За помощью родственники первым делом обратились в МЧС. Практически сразу спасатели начали вести поиск пропавших на катерах вдоль береговой линии, но через несколько часов стало ясно, что нужно привлекать авиацию. И тут речь зашла о деньгах. Олеся Верховецкая, сестра пропавшей Екатерины, рассказала «24», что сначала они собственными силами организовали вылет самолета АН-2 авиакомпании «Одесские авиалинии» и обошелся в $1200. А за вертолет Ми-8 Минобороны пришлось выложить 120 тыс. грн.«Мы начали платить, чтобы спасатели хоть что-то начали делать - а то у них нет ни средств, ни техники», - рассказывает Олеся.
В облуправлении МЧС нам подтвердили, что за вертолет действительно рассчитывались друзья неудачливых мореплавателей. «Вертолет взлетел под гарантийное письмо одного из друзей, что он потом оплатит затраты», – сообщил «24» помощник начальника управления по вопросам взаимодействия с прессой Денис Костенко. Он объяснил, что сами спасатели не располагают ни авиацией, ни морским транспортом. По существующему плану взаимодействия поиск на море осуществляют пограничники, к воздушному наблюдению привлекают Министерство обороны, вертолет Ми-8 которого и вылетел разыскивать пропавших.
«При необходимости мы обмениваемся техникой – мы им свою даем, они нам свою дают», – говорят в МЧС. В 79-й аэромобильной бригаде «24» сообщили, что предоставляют спасателям свою технику с последующей оплатой. Никаких расчетов с частными лицами не предполагается. Т.е. денежные вопросы с родственниками унесенных в море улаживали, скорее всего, функционеры МЧС.
При сложной системе взаимозачетов у спасателей не было возможности профинансировать вылет вертолетов самостоятельно, хотя штаб, созданный для поиска пропавших рыбаков, принял решение задействовать авиацию. В любом случае, Денис Костенко заверяет, что львиную долю расходов все равно несут МЧСники: «Родственники заплатили 10 или 20 тыс., а техника наработала на 120 или 200 тыс. То, что они заплатили, было посильной помощью, которую они могли оказать спасательным службам».
Олеся говорит, что эти суммы для них непосильны – родственники унесенных в море будут обращаться к общественности с просьбой о помощи. Граждан, живущих в районе происшествия, просят наблюдать за морем и берегом. Пока ни в пределах прямой видимости, ни на экранах локаторов ничего обнадеживающего обнаружить не удалось.
Иван Шевчук