26 мая в Сумской области потерпел аварию легкомоторный самолет Z-37. Пилот самолета, 41-летний житель Харькова Владимир Борзаловский, проводивший авиахимические работы, погиб. Сотрудникам Министерства по вопросам чрезвычайных ситуаций до сих пор не удалось связаться с компанией–владельцем разбившегося самолета.
В понедельник около 8.00 недалеко от поселка Славгород Краснопольского района Сумской области упал легкомоторный самолет Z-37 чешского производства. Об этом сообщил старший инспектор пресс-службы управления Министерства по вопросам чрезвычайных ситуаций (УМЧС) в Сумской области Александр Агеев. По его словам, во время маневра самолет задел верхушку дерева в лесополосе, упал и загорелся. Первыми о происшествии сообщили работники местного предприятия ООО "Славгородское", для обработки полей которого был нанят разбившийся самолет.
"Они укрылись в автомобиле, чтобы на них не попал яд, и не видели аварии,– рассказал Ъ господин Агеев.– Некоторое время они слышали гул самолета, затем – несколько секунд тишины – и взрыв". Один из этих людей позднее пытался вытащить пилота из кабины горящего самолета, однако не смог этого сделать. Пилот погиб.
Следственная бригада УМЧС в Сумской области рассматривает несколько версий произошедшей аварии. Среди основных – техническая неисправность самолета и ошибка пилота.
Заместитель председателя УМЧС в Сумской области Сергей Лукашенко сообщил Ъ, что пилот Владимир Борзаловский проводил авиахимические работы в Славгороде в течение месяца. "Это был последний день его работы",– добавил господин Лукашенко.
Как сообщили Ъ в дежурной части УМЧС в Харьковской области, в течение дня управление безуспешно пыталось связаться с представителями предприятия "ВВС Восток", которому принадлежит разбившийся самолет.
По данным харьковского управления, ООО "ВВС Восток" зарегистрировано в Харькове по адресу улица Роберта Эйдемана, 2, кв. 86. Однако телефон, установленный по этому адресу, на звонки не отвечал.
В то же время, по информации УМЧС в Сумской области, предприятие "ВВС Восток" зарегистрировано в Харькове по адресу проспект Московский, 257, офис 10-96. К концу дня сотрудникам МЧС так и не удалось выяснить настоящее местонахождение компании.
АЛЕКСАНДР Ъ-ЗВОРСКИЙ; МАРИЯ Ъ-СПАЛЕК, Харьков
Трагедия произошла возле села Славгород. Машина для обработки полей ядохимикатами упала в лесополосу. Причины и обстоятельства происшествия устанавливают эксперты.
Около 8:15 самолет заходил на последний круг для обработки поля ядохимикатами. Но неожиданно упал в лесополосу. У пилота не было шансов на спасение - за считанные минуты самолет охватило пламя, взорвался бензобак.
После обработки полей в Славгороде пилот уже сегодня должен был вернуться в Харьков. За две недели сотрудничества с местной агрофирмой его хорошо знали.
Заправщик Михаил говорит – утром все было как всегда. На здоровье пилот не жаловался.
Михаил, заправщик самолета: «Заправили 550 литров и 21 кг гербицидов. Так мы постоянно заправляем. Нормально все было. Я с ним пообщался. Поговорили, покурил и полетел».
От заправки до поля где-то 1,5 километра. Агроном и двое работников выехали на место, откуда должна была начинаться обработка. Самолет упал в нескольких метрах от них.
Иван Курочка, очевидец: «Начали гасить огнетушителем. А что там гасить, если летчик был в огне. Кровь изо рта, из носа, похоже, был без сознания. А жив или нет - кто его знает. Он был пристегнут, а как отстегнуть - нет ни ножа, ничего перерезать ремни».
Очевидцам показалось, что пилот пытался совершить аварийное приземление, но машина зацепилась шасси за деревья, поэтому до поля не дотянула.
Николай Алтоухов, главный агроном: «Мне кажется, что-то с двигателем, скорее всего. Потому что гул, а потом тихо все. Мне кажется, что-то случилось. Потому что он шел, видел нашу машину, может, сам, может, среагировал в последний момент, я не знаю».
На месте аварии работают представители МЧС и прокуратуры. О причинах падения пока не говорят.
Известно, что местная агрофирма заключила соглашение с харьковской на обработку полей. Есть ли лицензия, в каком техническом состоянии был самолет – пока неизвестно, всю документацию должны предоставить представители той-таки харьковской компании ВОВ «Восток». По предварительной информации, разбитая машина чешского производства Z-37.
Александр Муха, заместитель прокурора Сумской области: «Самолет принадлежал харьковской фирме, пилот погиб на месте. Другие работники, которые зарегистрированы и работали здесь, уехали, судя по всему, в Харьков. Другой информации пока что нет. На месте работает оперативно-следственная группа».
Информации о погибшем тоже немного. Опытный пилот из Харькова 20 лет в авиации. Его имя - Владимир, коммуникабельный, всегда с улыбкой на лице, гордился своей 11-летней дочкой.
Самолет, разбившийся в понедельник недалеко от села Славгород Краснопольского района Сумской области, в Украине не сертифицирован, а следовательно, его нельзя использовать в коммерческих целях.
Летчики, увидевшие по телевизору кадры, снятые на месте катастрофы, убеждены: это не Ан-2, как сообщалось вначале, и не НАРП, как говорилось позже в сообщении пресс-службы Минтранса. Это самолет - Z-37. Спутать невозможно.
Фото 2 - Ан-2, фото - 3 НАРП, фото 4 - Z-37.
Сергей Филатов, начальник Харьковского аэроклуба им. Гризодубовой: «Самолет чешского производства Z-37 «Шмилак», «Шмель», который еще в советское время разрабатывался для использования в странах Восточной Европы, в Чехии, в Германии, наряду с Ан-2 для выполнения химработ. В Советском Союзе этот самолет, по крайней мер, потому что я знаю, не эксплуатировался и как сельхозвариант он сюда не завозился. Самолет сам по себе имеет прекрасные характеристики, как «химик», но в Украине он не сертифицирован как тип, соответственно выполнять коммерческую работу на нем нельзя».
На этом Z-37 работал харьковский пилот. В результате авиакатастрофы он погиб. Сергею Барзеловскому - он на фотографии (5), посредине, - был сорок один год. У него осталась жена и тринадцатилетняя дочь.
В день авиакатастрофы правоохранители затруднялись назвать ее причину.
Виталий Ражев, пом. прокурора Краснопавловского района Сумской области: «На даний час достеменно невідомо, що сталося. Можливо, це помилка пілота, який при розвертанні на коло врізався в лісосмугу, яка знаходилася поруч з полем. Можливо, це була несправність. Тобто на даний момент ще зарано робити якісь висновки».
Сергей Барзеловский работал в харьковской фирме «ВВС-Схид», с которой у агрофирмы «Славгород» был договор на обработку полей. У фирмы есть лицензия на проведение агрохимических работ, действительна она до 2010 года. Но срок действия сертификата эксплуатанта, то есть документа, который разрешает пользоваться самолетами, судя по информации на официальном сайте Госавиаслужбы, закончился 28 апреля этого года.
Сейчас прокуратура ищет саму фирму: на Московском проспекте, по адресу, указанному в документах, ее уже нет, телефоны не отвечают. И двух механиков, тоже харьковчан, они по свидетельству сотрудников агрофирмы, уехали сразу, как только услышали о катастрофе.