В течение двух часов Топонарь давал свидетельские показания по делу бывших своих начальников из Воздушных сил (ныне подсудимых), обвиняемых в нарушениях ряда статей Уголовного кодекса, – генералов Виктора Стрельникова, Александра Волошенко, Владимира Алексеева и Сергея Онищенко. Ранее, 22 мая с. г., со своими пояснениями в Военном суде Центрального региона Украины выступил летчик Юрий Егоров, пилотировавший вместе с Топонарем истребитель Су-27.
А вот генерал-майор Анатолий Третьяков, осужденный к шести годам лишения свободы и впоследствии помилованный Виктором Ющенко, отказался приехать в Киев и свидетельствовать перед Фемидой, мотивировав свое решение желанием добиваться рассмотрения дела в Европейском суде.
Напомним, что четверо подсудимых генералов утверждают, что в скныливской авиакатастрофе виноват исключительно экипаж Су-27, который грубо нарушил полетное задание. Однако летчик Топонарь и спустя шесть лет после трагедии не стал посыпать голову пеплом, признавая давным-давно установленные факты. Сегодня он по-прежнему твердил о том, что накануне авиационного праздника подготовка экипажа прошла без замечаний, что во львовском небе самолет стал вдруг неуправляемым, в общем причинно-следственных связей между гибелью людей и своими действиями в воздухе Топонарь не усматривает. Он заявил, что экипаж истребителя был полностью готов к полету, а Су-27, к началу скныливского праздничного мероприятия, – исправным.
Как ни пытались некоторые потерпевшие добиться, чтобы командир экипажа самолета-убийцы дал оценку действиям своих бывших начальников, этого сделано не было – Топонарь несколько раз повторил в зале, что именно суд должен решить, нарушили ли генералы закон во время организации и подготовки скныливского авиашоу. Хотя, отвечая на один из вопросов, он заметил: если бы зрители не находились в зоне пилотирования, то вероятность падения на них истребителя была бы… нулевой.
Топонарь давал свидетельские показания из-за решетки, со скамьи подсудимых. Еще в начале своего выступления летчик высказал свое возмущение тем, что, дескать, из тюрьмы он прибыл в суд под конвоем. По мнению свидетеля, он отбывает наказание в колонии с облегченным режимом, в этом учреждении он ведет себя хорошо, не замечен в нарушениях, поэтому вправе приехать в суд самостоятельно, без конвоиров. В ответ на это заявление председательствующему в процессе Виталию Загоруйко довелось разъяснить Владимиру Топонарю требования статей Уголовно-процессуального кодекса, сообщив при этом, что Фемида поступила в соответствии с духом и буквой закона.
Как известно, 24 июня 2004 года командир экипажа Су-27 Топонарь был приговорен к четырнадцати годам колонии, второй пилот Юрий Егоров – к восьми. Сегодня в Кагарлыкской исправительной колонии отбывает наказание только Владимир Топонарь.
Леонид фросевич