Согласно постановлению Камбина от 21 мая, в текущем году на строительство, ремонт и реконструкцию аэропортов выделяется 1,008 млрд грн, которые получат четыре предприятия: государственные международные аэропорты "Львов" и "Борисполь", коммунальные "Донецк" и "Киев". Последние два получат 733,3 млн грн и 63,56 млн грн соответственно лишь при условии передачи своих ВПП в собственность государства. Передача должна быть подкреплена договором между Минтрансом и собственниками аэропортов.
До середины 90-х годов все аэропорты со взлетными полосами пребывали в собственности государства. "Тогда же те аэропорты, которые из-за нехватки средств стали не в состоянии сами обеспечивать свою работу, были переданы в собственность городов, в которых они находились",– говорит председатель ассоциации "Аэропорты Украины" Анатолий Троценко. Предполагалось, что местные власти поддержат аэропорты финансово и организационно. На деле же вышло иначе. "Аэропорты не финансировались вообще – ни центральный, ни местный бюджеты средств на поддержание их жизнедеятельности не выделяли",– утверждает директор международного аэропорта "Львов" Александр Загрева.
Отсутствие новых ресурсов, а нередко и растрата уже имеющихся со временем сказались и на взлетных полосах. Некоторые уже просто непригодны для принятия современных самолетов – и по длине полосы, и из-за состояния полотна. Для всех аэропортов, которые готовят к принятию участников и зрителей финальной части Евро-2012, запланирован капитальный ремонт ВПП.
Сейчас города, в собственности которых находятся крупные аэропорты, возвращать их Минтрансу не хотят, поскольку доходы от них растут. Поэтому правительство решило забрать у местных общин неприбыльную и наиболее важную часть аэропортов – взлетно-посадочные полосы. В апреле на это согласились Донецкий облсовет и Харьковский горсовет. 16 мая на рассмотрение СНБО вопрос о передаче муниципальных ВПП в госсобственность вынес президент Виктор Ющенко. Министр транспорта Иосиф Винский тогда заверил, что государство сможет обеспечить безопасность инфраструктуры аэропортов (см. Ъ от 19 мая).
Новое постановление Кабмина в ассоциации "Аэропорты Украины" воспринимают позитивно. Хотя денег и немного, применение им найдется. Сложность Анатолий Троценко видит в том, что у муниципальных аэропортов, по сути, будет по два руководящих органа: дирекция аэропорта и ответственный за ВПП чиновник из Минтранса. Впрочем, считает господин Троценко, к сбоям в работе аэропортов это привести не должно: ведь эксплуатировать взлетно-посадочные полосы продолжит персонал муниципального аэропорта. "Насколько я знаю, в Минтрансе после установления контроля над ВПП планируют передать их в управление аэропортам. Своей структуры для обеспечения работы взлетных полос на местах в министерстве не создано",– говорит он.
АНТОН Ъ-СЕМИЖЕНКО